| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
N 33 (4023) от 20 августа 2010:
|
К 100-летию со дня рождения М.Г.Мещерякова Несколько слов о ПарижеТалант рассказчика и эссеиста, свойственный Михаилу Григорьевичу, ярко проявился в публикуемой сегодня зарисовке из сборника, посвященного юбилею ученого. Несколько слов о Париже, в котором мне посчастливилось побывать первый раз еще в 1946 году. К этому городу куда в большей мере подходят слова итальянской песни: "О, Неаполь, - повидать тебя и умереть..." Париж - город многоликий, космополитического и торгашеского склада, город больших социальных контрастов и противоречий, но где их нет на Западе... и не о них пойдет далее речь. Неповторимо прекрасны старые исторические районы Парижа: Ситэ, Латинский квартал, Елисейские поля, набережные Сены - по утрам над ней, как и над нашей Волгой, клубятся голубоватые грозди тумана... Французы берегут эту часть Парижа. В ней сооружен только один небоскреб - Галерри Лафайетт, - да и он как-то вписывается в облик старого города, организует его, видимо, потому, что он размещен симметрично по отношению к Дому инвалидов, где покоится прах Наполеона. Остальные небоскребы - их около трех десятков - расположены на окраинах Парижа, за кольцевой дорогой. По-своему прекрасны чуть-чуть тронутые желтизной второй половины лета парки Парижа, Люксембургский сад, Тюильри, парк Монсо, Булонский лес... Ни с чем не сравним Лувр, с Джокондой Леонардо да Винчи - она вот уже почти пять столетий с улыбкой, чуть тронутой иронией, всматривается в тайники душ толпящихся перед ней людей. Каждого, кто входит в Лувр, встречает Ника Самофракийская. Эта скульптура - шедевр эллинистического искусства, как говорит предание, была воздвигнута рвением правителя Пергама Антигона Гоната в увековечение его морской победы над египетским фараоном Птоломеем II у Коса в 258 году до нашей эры. Драпировка Ники необычайно выразительно передает порыв морского ветра, колеблющего слегка забрызганную морской пеной ткань, в то время как богиня победы задерживает свой полет, опускаясь вот уже более 22 столетий на нос галеры... Ни в чем так не выражается гений старой французской архитектуры, как в древних храмах Парижа. Среди них прежде всего следует назвать Собор Парижской богоматери, церкви святого Сульпиция, святого Северина, капеллы Сан Шапель, Сан Жермен де Прэ... По вечерам, когда на Париж падает слегка фиолетовое небо, на стенах его старых дворцов и храмов, всмотревшись, можно заметить блуждающие тени персонажей, созданных Бальзаком, Гюго, Мопассаном, Золя, Франсом... Чувства и переживания их героев, то, как они до последнего дыхания бросали вызов судьбе, борясь за призрачное счастье, - все это находило ранее и находит теперь глубокий отклик, вызывает чувство сопереживания у многих поколений русских. Видимо, именно этим и можно объяснить и необычайную, длящуюся вот уже более двух столетий приживаемость на русской земле французской классической литературы, и то, что начитанный русский, впервые попав в старые кварталы Парижа, чувствует себя так, как будто он уже бывал здесь ранее, как будто он попал в город своего детства... 1982 г. |
Редакция | Веб-мастер |