Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 45 (3984) от 13 ноября 2009:

Версия N 45 в формате pdf (~4.6 Mb)

Проблема, волнующая многих

ЖКХ: если не мы, то кто же?

Все мы, граждане России, живущие в квартирах многоэтажек, должны в обязательном порядке, во-первых, выбрать форму управления домом, и, во-вторых, заключить договор на управления домом. Ситуация, прямо скажем, в условиях сегодняшнего времени не из легких и мало кому из граждан-обывателей понятная как с житейской, так и с правовой точки зрения.

Основное нелегкое бремя по заключения договора с управляющей компанией ложится на жильцов многоквартирного дома. А это значит, что главная наша задача - самоорганизоваться и оказать моральную и посильную деловую поддержку неравнодушным, инициативным, грамотным людям, готовым участвовать в работе как с органами местной власти, так и с управляющими компаниями.

Поиск взаимовыгодных путей достижения общего интереса жителей многоквартирных домов и управляющих компаний, к чему призывает Екатерина Славская в газете "Площадь Мира" N43 от 28 октября 2009 года, будет нелегким при наличии прямо противоположных интересов у сторон: для жителей главная задача - уменьшить расходы на содержание жилья, для управляющей компании, являющейся коммерческой организацией, - извлечение прибыли от осуществляемой деятельности.

Народная мудрость гласит: из двух зол выбирай меньшее, и старый друг лучше новых двух. Поэтому, конечно же, выбор жителей города, скорее всего, склонится в пользу уже известных фигурантов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Только выбор этот должен быть осознанным и ответственным, продуманным и действенным. Как говорится, доверяй, но проверяй. Неприятие большинством жителей левобережной части города и района Большой Волги скоропалительных действий управляющих компаний по заключению договоров на управление общим имуществом многоквартирных домов свидетельствует не о неприятии этих компаний, а о неприятии действий, которые были ими предприняты, похожих, отчасти, на психическую атаку.

Информированность жителей города о планах работы по реформированию ЖКХ в Дубне, о действующих нормативных актах, регулирующих отношения в ЖКХ города, о методике расчетов тарифов на жилищно-коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг, а также цен на содержание жилья и планов по капитальному ремонту жилья, - главная составляющая успешного проведения этой работы.

И здесь необходима помощь жителям города со стороны администрации - предоставление информации, нормативных документов, распространение этой информации в городских СМИ, возможно, организация учебы для жителей за счет средств города по созданию ТСЖ, домовых комитетов, по организации самостоятельного управления домом собственниками. Перефразируя известные слова Маяковского, в свете вышеизложенного можно сказать: "Я бы в ТСЖ пошел, пусть меня научат". Кроме того, жители могут иметь потребность собираться и обсуждать интересующие их договорные вопросы, поэтому неплохо было бы, чтобы администрация города позаботилась о предоставлении для этих целей помещений.

В каждом многоквартирном доме силами ЖЭКов должны быть обустроены информационные стенды для размещения материалов о порядке реформирования ЖКХ в городе, с указанием ответственных за это лиц, контактных телефонов. Стенды должны быть использованы как ЖЭКами, так и жильцами дома по прямому назначению для обмена информацией.

В каждом доме желательно создать и активно поддерживать либо инициативные группы, либо домовые комитеты для связи жителей домов через своих выбранных представителей с администрацией города, ЖЭКами, управляющими компаниями и, в случае необходимости, с иными юридическими и физическими лицами. Положение о домовых комитетах в городе утверждено (см. Приложение 3 к решению Совета депутатов муниципального образования "Город Дубна" Московской области от 27 мая 2004 года NРС-6-59/20 с последующими изменениями и дополнениями). Домовой комитет многоквартирного жилого дома (группы домов) с точки зрения Конституции РФ являет собой местное домовое самоуправление. Домком - аналогия ТСЖ, только без образования юридического лица и без материальной ответственности, но с правом контроля за деятельностью подрядчиков от имени собственников жилья. Представляется, что есть необходимость опубликовать в городских СМИ или издать отдельно и распространить среди жителей этот документ, а также разъяснить порядок его применения, учитывая, что компьютерная версия доступна не всем. В то же время и администрация города, и МУП "ЖКУ", и управляющие компании должны назначить компетентных лиц, ответственных за связь с общественностью.

Заключать договор управления общим имуществом многоквартирного дома наспех, без предварительной серьезной правовой и экономической проработки, коллективного обсуждения просто недопустимо. В противном случае гарантируется реальная возможность стать героем передачи телеканала НТВ "Борьба за собственность" или истцом в судебном споре с управляющей компанией. И то и другое - плохо для нас. Материалы Роспотребнадзора РФ и его региональных отделений до сего дня указывают на серьезные нарушения со стороны управляющих компаний, содержащиеся в предлагаемых ими для заключения с гражданами договорах управления общим имуществом многоквартирных домов. Об этом же говорят и материалы прокурорских проверок на местах. В Интернете можно найти достаточно фактов в подтверждение этих слов. Вывод из сказанного - "Договор дороже денег"!

(Продолжение следует.)

Л. БОРИСКИНА, начальник юридического отдела ОИЯИ


Редакция Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ