Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 36(3925) от 26.09.08:

Версия в формате pdf (~3.5 Mb)

Меридианы сотрудничества

Дубна - Пекин: аккумулирующая линия

На минувшей неделе в Лаборатории ядерных реакций побывала группа китайских молодых ученых во главе с деканом физического факультета Пекинского университета профессором Янлином Йе.

Эти контакты с дубненскими физиками начались около трех лет назад, хотя заочное знакомство нынешнего декана с ОИЯИ состоялось гораздо раньше - в свою бытность молодым ученым его наставник профессор Лу работал вместе с Г.М.Тер-Акопьяном и В.А.Карнауховым в Лаборатории ядерных реакций им. Флерова. В те годы в лаборатории шли исследования нового вида распада радиоактивных ядер - эмиссии запаздывающих протонов - сначала на внутреннем пучке ускорителя У-300, затем на газонаполненном магнитном сепараторе.


Начальник группы Сергей Крупко и профессор Янлин Йе

В 2005 году Янлин Йе приехал в Дубну на конференцию по ядерной физике и по рекомендации профессора М.ГИткиса встретился с коллективом сектора АКУЛИНА. Вслед за этим в Китае побывал доктор Роман Вольски, который доложил на семинаре в Пекинском университете об исследованиях с радиоактивными пучками в Дубне. После этого в Дубну с краткосрочным визитом прибыли два молодых китайских доцента и рассказали об аналогичных исследованиях в Китае и Японии.

В феврале 2006 года был заключен меморандум о намерениях, подписанный руководителями ОИЯИ и Пекинского университета, и сотрудничество в области исследований экзотических ядер продолжилось уже на новом уровне, включая техническую составляющую, совместное создание приборов и детекторов.


Ведущий инженер Ю.Ге, академик В.Г.Кадышевский, аспирант Ю.Сонг, начальник сектора А.С.Фомичев (слева-направо)

И еще несколько комментариев к визиту дали дубненские коллеги китайского ученого Роман Вольски и Андрей Фомичев. В рамках этого сотрудничества в Дубне полгода работал аспирант Данг Янг Панг, до этого он стажировался в Мичиганскком университете (США). Он показал себя чрезвычайно трудолюбивым и способным исследователем, занимался обработкой экспериментальных данных, теоретической интерпретацией и анализом. Д.Я.Панг после защиты диссертации был рекомендован для дальнейшей работы в ГАНИЛ на установке MAYA. Это так называемая "активная мишень" - многопроволочная камера, в которой измеряются три координаты, время и энергетические потери частиц, а рабочий газ является мишенью. Сегодня это один из самых передовых приборов для изучения реакций с радиоактивными пучками малой интенсивности. Чисто человеческую симпатию и профессиональное уважение вызывают у ляровцев и другие члены команды профессора Йе, приезжавшие в ЛЯР - ведущий инженер Ю.Ге, доцент Я.Ли, аспирант Ю.Сонг. Под сокращенным названием установки АКУЛИНА подразумевается аккумулирующая (или аккуратная) линия - это в какой-то мере характеризует и сотрудничество, которое стало темой нашей беседы.

- Благодарю вас за возможность дать интервью вашей газете, - сказал прежде всего профессор Йе, демонстрируя истинно китайскую воспитанность. - Я весьма удовлетворен тем, что приехал сейчас со своими молодыми коллегами обсудить совместные работы с этой группой, работы которой мы ценим очень высоко. Мы подали в правительство КНР заявку на грант для развития сотрудничества с ОИЯИ в области изучения экзотических ядер, создания новой техники и приборов для ядерно-физических экспериментов и получили поддержку. Так что это даст нам дополнительное финансирование. В этих исследованиях принимают также участие ученые РИКЕН в Японии и ГАНИЛ во Франции.


Сергей Крупко объясняет китайским коллегам схему подключения позиционно-чувствительного кремниевого детектора.

Мне было очень полезно и интересно знакомство с циклотронным комплексом ЛЯР, с экспериментальными установками АКУЛИНА и КОМБАС, а сейчас мы обсуждаем физическую программу и технические вопросы нового проекта АКУЛИНА-2. Но главное - то, что я убедился в высоком уровне профессиональной подготовки специалистов ОИЯИ, в том числе и молодых, которые ведут эти исследования на самом современном уровне. И это должно стать хорошей школой для моих молодых коллег, которые, я надеюсь, будут приезжать в Дубну на достаточно длительные сроки и участвовать в этих работах.

В чем особенности вашей преподавательской работы?

Ежегодно я преподаю ядерную физику примерно 80 студентам, которые специализируются в этой области. Они получают представление о современном состоянии этой науки, о достижениях ведущих лабораторий мира, и независимо от того, в чем они специализируются, например, в электронике или инженерии, они приобретают широкий физический кругозор. Многие наши воспитанники довольно быстро занимают ведущие позиции в научных лабораториях...

И не только в Китае? Существует ли у вас проблема "утечки мозгов"?

Это интересный вопрос, и я скажу так, что лет 20-30 назад мы этого очень опасались, но сейчас видно, что в большинстве своем молодые ученые возвращаются в Китай уже в новом качестве, и от этого наша наука только обогащается - новыми подходами, новыми знаниями и опытом этих ученых, работавших в ведущих научных центрах мира.

Что вы думаете о возобновлении участия КНР в деятельности ОИЯИ?

Я думаю, что наша наука от этого только выиграет, и надеюсь на благополучный исход решения, которое будет приниматься на правительственном уровне.

Евгений Молчанов, перевод А.Фомичева и Р.Вольского.


Редакция Веб-мастер