Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея WIN

N 34(3923) от 12.09.08:

Версия в формате pdf (~3.5Mb)

Из дневников

ЦЕРН: территория открытых дверей

МАРТ 2008
Как меняется жизнь с началом набора данных


Николай Зимин (ATLAS) принимает гостей из CMS.

13 марта. С корабля - на бал... В пятницу по приезде сразу поучаствовал в заседании исполнительного комитета и коллаборации RDMS CMS. Открыл И.А.Голутвин сообщением, что 22 января 2008 последний модуль был опущен в шахту (я чуть не возопил: че ж в газету-то не сообщили?!) Главная задача - закрыть установку и подготовить к пучку. Июнь - ожидание пучка, протонных столкновений при 14 ТэВ. События должны развиваться в двух направлениях: обеспечение работы установки и компьютинг, обработка данных. Слава богу, в собственности RDMS есть свой собственный Tier (это базовый элемент системы ГРИД, способный обеспечить большой объем приема и обработки физической информации). И - авторство... Вложенные за все годы создания установки ОИЯИ, Россией и другими странами-участницами деньги могут себя не оправдать, если в числе авторов опубликованных результатов не будут ведущие сотрудники России и стран-участниц ОИЯИ. Это основная тема. Стоимость "входного билета" для автора публикации - около 10 тысяч швейцарских франков в год... Следующий докладчик В.Б.Гаврилов (мы с ним встречались несколько лет назад в Дубне на конференции CMS) рассказал о том, как координируется работа физических групп RDMS с 1 января этого года. Ольга Кодолова - лидер группы. Наши физики работают практически во всех группах (следует обзор последних результатов). Пять физиков ИФВЭ ведут разработку генераторов событий. Февраль - уже планируются первые публикации... За всеми фамилиями стоят очень большие коллективы... (В этом месте в блокноте я формулирую тему. - Честолюбие. Вес имени. Мотивация. Отдача...). Ключевой вопрос: как меняется жизнь с началом набора данных...

Один из вечеров на Будине прошел в компании с соседом Толей Устиновым и его другом Володей Коломийцем - одним из тех героев "атласовского" фронта, которых всегда (по заслугам - честь!) превозносит профессор Ю.А.Будагов. Он показал мне свои руки, которые только начинают заживать после глубоких ожогов от огненных струй из-под "болгарки". И это несмотря на перчатки и все меры безопасности при резке металла. А ведь когда-то, на заре своей репортерской юности, я писал о конкурсе молодых рабочих, где В. Коломиец был одним из фаворитов. И вот, без малого лет сорок спустя, такая встреча в Женеве...

19 марта. В наших временных жилищах идет своя обычная жизнь. Ранний подъем, поздний подъем, кто-то приходит раньше, кто-то позже, в целом же присутствует обстановка толерантности, и иногда атмосфера этого общежития напоминает мне описанное в польских заметках с выставки "Люди и атомы", когда мы жили в студенческом общежитии в Варшаве как три оияйских поколения. "Наш Сережа" - Белов с неподдельным, мне кажется, интересом слушает наши почти стариковские воспоминания, интересуется, а как это все было. Был тут вечером спор, в каком году летал в космос Гагарин, и мы, старики, кажется, сошлись на том, что в 1962-м. А Сережа настаивал на 61-м. Вчера положил на мой комодик распечатку статьи из Интернета: в 61-м!

20 марта. Собираемся в шахту. Во второй и последний раз. В следующий раз это будет не раньше чем через 15 лет.

Приехали. Тот же день (по погоде), но уже как-то все проще, будничнее: в одну реку нельзя войти дважды. Когда уходили, Саша Куренков в ответ на мой вопрос сетовал по поводу туристов. Сплошной поток - лифт все время занят. Автобусами едут.

6 апреля в ЦЕРН День открытых дверей. Уже на подступах устанавливаются всякие научные атрибуты, типа квадруполей ускорительных, - не далее как сегодня утром по дороге в ЦЕРН (еще восьми не было, я сегодня рано вышел) посреди покрытого газоном круга на перекрестке встретились несколько мужиков, подъезжавших один за другим, и руки друг другу жали. Чего, думаю, они в таком странном месте встретились? А когда ехали из "пятой точки", от шахты, все стало ясно - они на бетонных кубиках квадрупольную линзу устанавливали, чтобы ЦЕРН пропиарить. Впервые услышал, чтобы сиэмэсовскую шахту так называли - пятой точкой. Вспомнилась сразу старая туристская песня: "Ты на пятой точке съехал, как лавина, прямо вниз, над тобой смеется эхо: не печалься, альпинист!". Вроде бы, это была уже пятая позиция по монтажу детектора. А так хотелось бы, чтоб именно смысл старой туристской песни в это название вложен был. Кому? Да мне!


В шахте CMS незадолго до окончания монтажа. Слева направо: А. Куренков, В. Каржавин, Ю. Ершов, И. Голутвин.


Редакция Веб-мастер