Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

Их имена - в истории Института

Вспоминая Юрия Мечиславовича...

(Окончание. Начало в №26)

Сильный партнер - залог успеха

Эти исследования, по мнению В.И.Горделия, могут носить не только фундаментальный характер, но и быть чрезвычайно полезными для медицины, в частности фармацевтики. Рынок продажи 100 лекарств-блокбастеров составляет около 300 млрд долларов в год. Большая часть из них - лекарства, имеющие мишенями мембранные белки. Например, рынок лекарств для рецепторов, связывающих Г-белок, (GPCR) составляет более 30 процентов от всего рынка. Наши бывшие студенты и аспиранты в исследованиях структур этих белков занимают лидирующее положение в мире. Один из них - Вадим Черезов сейчас заведует лабораторией в исследовательском институте SCRIPS, одном из лучших исследовательских центров США. Руслан Ефремов и Руслан Мухаметзянов (MRC Кембридж, Великобритания), Сергей Грудинин (INRIA/CNRS, Франция) тоже когда-то пришли в ЛНФ студентами МФТИ. Интересно, что, начиная с 2002 года, мы все вместе опубликовали 10 научных статей в журналах Science и Nature. Некоторые из них - просто прорывы, существенный вклад в эту область исследований. А работа В.Черезова с коллегами 2007 года - одна из самых цитируемых во всей биологии. Отдавая должное всем, кто внес вклад в развитие и достижения этих талантливых ребят, я нисколько не сомневаюсь, что малоугловая группа ЛНФ была и есть тем местом, которое способствует становлению молодых ученых.

Для того чтобы перейти к исследованиям мембранных белков, одной установки малоуглового рассеяния недостаточно. Сейчас складывается чрезвычайно перспективная ситуация, поскольку у малоугловой группы ЛНФ появился очень сильный комплементарный партнер - Бионаноцентр МФТИ, где исследования мембран, мембранных белков находятся в центре внимания. Уже сейчас сотрудники малоугловой группы принимают участие в исследованиях в Бионаноцентре и, наоборот, студенты, аспиранты и сотрудники центра приезжают в ОИЯИ для проведения своих экспериментов. Это партнерство важно: для работы с белками необходима вся экспериментальная "биокухня" во всех необходимых количествах и качествах. В МФТИ создается своего рода высокопроизводительный конвейер, который позволит, выбрав цель для исследований - конкретный белок, провести все работы: от генной инженерии, экспрессии белков в различных клетках, их характеристики, - до получения в нужных количествах мембранных белков для структурных исследований. Таким образом, создается весь инструментарий генно-инженерных, биохимических и биофизических методов для обеспечения исследований на мировом уровне.

Созданные по такому принципу центры привлекают иностранных ученых, и один выдающийся немецкий ученый возглавит лабораторию. Сотрудничество группы МУРН с этим центром может обеспечить самый высокий современный уровень структурных исследований с помощью малоуглового рассеяния. Можно сказать, что инвестиции МФТИ и его спонсоров в этот проект составят миллионы долларов. Он поддержан как государственными научно-исследовательскими фондами, так и частным капиталом. Например, частный инвестиционный фонд "Группа ОНЭКСИМ" вносит значительный финансовый вклад в эту поддержку. В этом проекте мы работаем с разными организациями. Только что я вернулся с заседания научно-консультативного совета Сколково, где рассматривался проект "Бионаноцентр МФТИ-Сколково". Решение по нему будет принято в ближайшее время. Впервые ресурсы могут быть сконцентрированы на тех исследованиях, которые чрезвычайно важны для медицины.

Приглашение к сотрудничеству - директор ЛНФ А.В.Белушкин.
С делегацией специалистов из Германии в МФТИ подписали меморандум о намерениях сторон создать на базе Бионаноцентра МФТИ совместный институт по перспективным исследованиям. Но самое главное - люди. В этот институт будут приглашены специалисты с выдающимися научными результатами. Один из них, например, основал четыре действующих исследовательских центра, четыре биотехнологических компании. Этот исключительно эффективный человек согласился поддержать нашу работу. Такой союз Бионаноцентра, других зарубежных центров и группы малоуглового рассеяния может быть исключительно полезным для развития высокого уровня фундаментальных и прикладных исследований. Безусловно, это еще один замечательный шанс для интеграции таких центров, как ОИЯИ, в самые передовые и перспективные исследования. Несмотря на то, что установка по-прежнему остается одной из лучших, необходимо дальнейшее инвестирование в ЮМО, и тогда она будет по-прежнему оставаться такой же востребованной, какой была с момента создания ее Юрием Мечиславовичем и его коллегами. Немаловажно и то, что сейчас группа малоуглового рассеяния - это группа таких же вдохновленных и живущих наукой людей, в том числе и молодые сотрудники, какими были те, кто основал это дело. И это, наверное, самое важное.

Здесь нет случайных людей

Директор Института синтетических полимерных материалов РАН А.Н.Озерин: Цель этого актуального совещания - координация, в преддверии запуска ИБР-2М, коллективов и руководителей проектов, которые работали на его пучках, и обсуждение новых экспериментальных задач. Важные вопросы мы обсудили за круглым столом. Сегодня здесь случайных людей нет - это специализированное мероприятие, собравшее сотрудников и персонал ЛНФ, отвечающих за функционирование установки и приглашенных экспертов, занимающихся отбором предложений на пучок, пользователей, которые уже были привлечены раньше, их учеников, которые подросли за период модернизации реактора, и их необходимо вводить в сообщество, знакомить с коллегами.

Случайных людей на совещании не было.

В докладах сообщалось о том, что было сделано в смежных направлениях на других установках, пока реконструировали ИБР-2. У нас всех есть заинтересованность в продолжении соответствующих исследований. Есть общие варианты методического развития самой установки ЮМО - при помощи приставок для изучения в сильных магнитных полях, в потоках жидкостей, где исследуемые объекты можно упорядочивать, и других. Мы обсудим возможную кооперацию, поскольку все это достаточно затратные задачи, которые одна ЛНФ не в состоянии решить.

Дискуссия в кулуарах: В.Л.Аксенов, А.И.Куклин, А.Р.Хохлов.

Объект исследований - полимеры

Рабочие отношения нашего института с ЛНФ в области исследования структуры полимерных материалов, полезные обеим сторонам, начались в 2000 году. Здесь мы можем провести исследования, которые выполнить где-то еще невозможно, например, с такими любопытными объектами, как дендримерные полимеры (соединения, молекулы которых имеют большое число разветвлений - прим. ред.), совмещающие свойства частицы и полимера. В мире они активно изучаются с целью использования для доставки лекарственных компонент в клетку, для организации функциональных центров в электронике и оптоэлектронике, для создания каталитических центров, переключения магнитных свойств и для других целей.

Они к тому же оказываются интересным объектом для методики калибровки, поскольку все эти полимеры монодисперсны. Этот тонкий тест-объект позволяет проверить адекватность восстановления информации в эксперименте: извлечена ли истинная информация, а функциональные шумы отсечены. Метод малоуглового рассеяния абсолютно уникален и для исследования полимеров, и в мире используется очень широко. В методе контрастов он дает просто уникальную информацию. При исследовании с помощью рентгеновского рассеяния используется та же физика, и это дает интересное сочетание специфик обоих методов и позволяет интересно комбинировать их результаты. Некоторые результаты могут быть получены только комбинацией. Поскольку у нас нет нейтронного источника, то мы методически обеспечиваем малоугловое рассеяние на рентгеновском излучении. Эти методы как бы под разным углом смотрят на один и тот же исследуемый объект и дополняют друг друга.

Когда ИБР-2 остановили на реконструкцию, усилия исследователей были перенесены в нашу лабораторию, используя эту комплементарность рентгеновского рассеяния. А сейчас с запуском реактора мы возвращаемся сюда, и это нормально. Измерения, проведенные на рентгеновском излучении, позволяют нам сейчас писать предложения по совместным исследованиям, а это значит, что идет взаимное обогащение, развитие, ваши и наши студенты пишут дипломы, молодые сотрудники учатся, общаются между собой. Это очень хорошо, таким образом завязываются прочные научные связи на будущее.

Все это впечатляет и радует

Для меня каждый приезд сюда - большой праздник: очень приветливы сотрудники ЛНФ, с ними приятно общаться, обсуждать научные проблемы, они всегда изначально добросердечно настроены, я получаю огромное удовольствие от любой возможности с ними пообщаться. На совещании была организована экскурсия на модернизированный реактор, где мы узнали о планируемых установках. Эти планы производят большое впечатление. Уже проделана колоссальная работа и большая еще предстоит, и радует, что все в лаборатории уверенно говорят: "Мы запустимся". Это было бы прекрасно. По большому счету, Россия владеет уникальной установкой, уникальным коллективом, который ее обслуживает, да еще за время модернизации реактора здесь смогли удержать молодежь - все это очень впечатляет, радует и означает, что есть потенциал и перспективы.

К сожалению, у нас государственной научной политики скорее нет, чем она есть. Политических решений в этой части нет. На состоявшемся в мае общем собрании РАН выступал президент академии Ю.С.Осипов: готовится пакетное предложение, в котором изложены стратегические цели, их огласит будущий кандидат в Президенты РФ. Предложения по науке должны быть обнародованы для обсуждения в ноябре. Предполагается, что будет существенно затронут существующий сейчас механизм бюджетного финансирования: прямое финансирование будет заменено на субсидирование в виде грантов по результатам конкурсов. Предстоит сокращение центров, будет скоординирована политика в выборах в РАН - последние три года выборы в академию не проводились. Вектор научно-технического развития может быть изменен. Пока ждем. Будет обидно, если будущее ОИЯИ в этом пакете будет пропущено. С другой стороны, мы и не сможем по-другому выйти на приемлемый мировой уровень науки. Соответствовать среднему уровню - нам по силам, это достойная задача. Это не просто удовлетворение учеными своего интереса за счет налогоплательщиков, а, в конечном итоге, обеспечение безопасности государства.

Ольга ТАРАНТИНА, перевод Жерара ПЕПИ, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ.

Редакция Веб-мастер