| |||||||||||||||||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | ||||||||||||||||
Точка зрения Об индексации зарплатыДва комментария по итогам конференции трудового коллектива ОИЯИ В утвержденном на 2011-2013 годы Коллективном договоре (КД) ОИЯИ на основании ст.134 ТК РФ записано: "В целях повышения уровня реального содержания заработной платы ежегодно проводить ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги..." (п.2.1.6). Однако как именно и как часто надо повышать этот уровень, российские законодатели не указали. В КД срок определен - ежегодно. Что касается размера индексации, то он автоматически вытекает из формулировки п.2.1.6. Реальное содержание зарплаты (РСЗ) - не что иное, как покупательная способность, определяемая разностью индекса (повышения) номинальной зарплаты (ИНЗ) и индекса (роста) потребительских цен (ИПЦ). Если разность положительная, то повышение уровня РСЗ произведено. Если разность отрицательная, то уровень РСЗ снизился. Методика определения ИПЦ проста (подробности можно прочитать в газете "Площадь Мира", №2 и №14 за 2011 год). По определению Росстата, ИПЦ - это отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Вопрос: какой принять набор? Фиксированный набор для оценки "ползучей девальвации" рубля по Москве установлен Федеральным законом №87-ФЗ от 06.06.1996 г. Чтобы понять, возможно ли его применять для оценки ИПЦ, мы провели сравнительные расчеты для Москвы, Дубны и Тверской области. Для примера взят период с 1 января 2010 по 1 января 2011 года, чтобы учесть данные Росстата (см. рисунок) по минимальному набору продуктов питания (I группа). Кроме того, учитывались услуги ЖКХ, включая электроэнергию, телефон, газ и другое топливо (II группа), а также транспорт, в основном к месту работы (III группа). Результаты расчетов с учетом относительной доли затрат в группе (в процентах) следующие:
Таким образом, в среднем ИПЦ составляет 30 процентов, а никак не 8,8 (инфляция), как дает Росстат (см. рисунок). Посчитать реальный ИПЦ не представляет никакого труда. Можно заключить договор на такие расчеты с областной (городской) службой статистики, предоставив ей фиксированный набор. На ряде предприятий профсоюзы самостоятельно рассчитывают размер индексации и добиваются от работодателя его выполнения. Законом это не запрещено. Вопрос в политической воле. Поскольку индексация - обязанность работодателя, закрепленная в ст.134, 130 ТК РФ, в Определении Конституционного суда РФ №913-0-0 от 17.06.2010 года, а также в письме Роструда от 19.04.2010, то дирекция ОИЯИ должна закладывать в бюджет Института сумму не ниже ИПЦ, то есть 30 процентов от фонда окладной части заработной платы. Частичная прошлогодняя (отрицательная) индексация (на 5 процентов при инфляции 8) и отсутствие индексации в этом году неправомерны. Не включение КПП средств в бюджет Института (как оговорено во второй части ст.2.1.6) не освобождает работодателя от обязательств перед российским персоналом, для которого приоритетны законы Российской Федерации согласно Соглашению между РФ и ОИЯИ. Следует отметить, что у большинства сотрудников и рабочих ОИЯИ уровень жизни в той или иной степени снижается. С 2000 года средняя зарплата в ОИЯИ увеличилась в 8 раз (с 3116 рублей до 24 683), а ИПЦ (1,3) возрос в 14 раз, следовательно, реальное содержание зарплаты (оклада) уменьшилось почти в два раза. Распределение средних доходов по 10-процентным группам (и по возрасту) может показать еще более контрастную картину, особенно для молодежи и пенсионеров. Однако она могла бы стать основанием для запроса дирекцией ОИЯИ дополнительного финансирования для целей индексации. Поэтому я всецело поддерживаю предложение В.Кухтина ("Дубна", №15 от 8.4.2011): показать сотрудникам, из чего складывается средняя зарплата в ОИЯИ, и разделить ее по группам. Профессор Лев ЗАЙЦЕВ, ЛФВЭ. Письмо профессора Л.Зайцева по просьбе редакции комментирует заместитель председателя ОКП в ОИЯИ Валерий НИКОЛАЕВ: Я согласен с Л.Н.Зайцевым в том, что индексация заработной платы - это обязанность работодателя, предусмотренная ст.134 Трудового кодекса РФ. В письме Роструда от 19.04.2010 №1073-6-1 указано: если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты. В настоящее время действует Постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 №23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен (ИПЦ)"". Согласно этому документу, ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг) представителей. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Госкомстатом России и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года). В то же время Л.Н.Зайцев предлагает рассчитывать ИПЦ согласно Федеральному закону "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (от 6 июля 1996 г. №87-ФЗ). Этим федеральным законом установлен необходимый социальный набор (на душу населения в год), который отличается от потребительского набора товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ. Я согласен с Л.Н.Зайцевым, что расчет ИПЦ, осуществляемый в стране, не соответствует представлению большинства населения о росте стоимости жизни, связанной со структурой расходов этого большинства. В то же время нельзя не учитывать официально определенный порядок расчета ИПЦ при определении размера индексации заработной платы, поскольку он используется при определении размера финансирования бюджетных организаций.
|
Редакция | Веб-мастер |