| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | ||
Их имена - в истории науки Алексей Сисакян: "Выбрать правильно точки роста"Вместе со своими коллегами профессор Алексей Норайрович Сисакян занимался исследованиями в области теории очень больших множественностей. И не только ими. В семидесятых возглавлял институтский совет молодых ученых и инициировал научные конкурсы, конференции, школы молодых. В восьмидесятых - главный ученый секретарь и вице-директор Института, когда центр в Дубне стал приобретать истинно международный статус. В девяностых, самых трудных, когда речь шла о выживании науки в России и в Дубне, делал все, чтобы сохранить ОИЯИ. В начале двухтысячных - когда дела пошли в гору, бюджет центра стал наполняться и расти, инициировал новые проекты... Он приехал в Дубну в 1966 году, будучи старшекурсником физфака МГУ, для подготовки дипломной работы в Лаборатории теоретической физики ОИЯИ, которая сегодня носит имя его учителя академика Н.Н.Боголюбова. Прошел здесь почти все ступени - от стажера-исследователя до директора лаборатории. Его изберут директором ОИЯИ в 2005 году, в 2006 он станет академиком РАН. 1 мая 2010 года его сердце остановилось... Но те "точки роста", которые он наметил в своих интервью, продолжают давать новые побеги. Направление физики элементарных частиц, которым он занимался, стало особенно актуальным в последние годы в связи с экспериментами на ускорителе RHIC (релятивистский коллайдер тяжелых ионов) в Брукхейвенской национальной лаборатории, США, на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований в Женеве. Вспомним сегодня, о чем он говорил в одном из своих последних интервью. - Отношение общества к науке, на мой взгляд, можно описать некоей трансцендетной функцией - оно подобно синусоиде. На разных ее точках в разные времена это отношение бывает то лучше, то хуже. Мы недавно прошли минимум в отношении общества к фундаментальной науке. Этот минимум наступил после того довольно значительного максимума, который падает приблизительно на начало второй половины двадцатого века, когда были такие достижения, как искусственный спутник Земли, первые ускорители заряженных частиц, в том числе дубненский синхрофазотрон, ну и, вообще говоря, все, что создало вокруг фундаментальной науки романтический ореол. И под сенью этого ореола наше поколение пришло в науку. А в последние, скажем, несколько десятилетий, отношение общества к науке стало гораздо более прохладным, а иногда и вовсе антагонистическим. И это несмотря на то, что фундаметальные исследования шагнули очень далеко вперед. Сегодня уже наблюдается явный подъем, то есть минимальную фазу мы прошли. Это ощущается во многих странах, не только в России, - сказывается более активная поддержка фундаментальной науки. Мы неизбежно придем к такому моменту, когда молодые люди на вопрос: "Кем ты хочешь стать?" - ответят: "Ученым". И сегодня разумные молодые люди все больше приходят в вузы на физические, естественно-научные специальности, понимая, что полученный ими в вузе багаж знаний может быть использован в различных областях, в том числе и в бизнесе. Об уровне науки и глобальных проектах- Я считаю, тот период, когда наша наука только выживала и талантливые российские ученые работали главным образом за рубежом, уже прошел. Или должен пройти. Но надо заботиться о том, чтобы именно в нашей стране работали крупные ускорители и другие установки - их иногда называют базовыми, иногда именуют каркасными проектами (это и ускорители, и реакторы, и космические станции, и обсерватории). Это соответствует российской идее, которая включает в себя понятие величия России, российского интеллекта. Если мы не будем иметь такой базы, то неизбежно потеряем будущие поколения. Молодые люди, приходящие в науку, хотят реализовать свои идеи. И если они не смогут сделать это дома, то будут работать за границей. А переходя к относительно далекому, но обозримому будущему, отмечу, что мировое научное сообщество планирует, что на смену Большому адронному коллайдеру придет Международный линейный коллайдер. Здесь тоже и российские ученые, и ученые Дубны принимают активное участие в проектных разработках. Плюс к этому, как известно, мы являемся одним из кандидатов на размещение этого коллайдера. Наверное, по вложениям этот проект не дороже Сочинской олимпиады, даже дешевле, но по своим последствиям может быть гораздо значительнее. Фундаментальные-прикладные- На самом деле, для Природы и, если угодно, для Господа Бога не существует деления на фундаментальные и прикладные науки. Это все некий единый комплекс, и одно без другого развиваться не может. То есть, если не будет фундаментальных исследований, то мы не сможем никакие приложения найти. Я часто слышал от моего учителя Николая Николаевича Боголюбова, что, если мы не будем развивать фундаментальные исследования, то вскоре и прикладывать будет нечего. Это так и есть. С другой стороны, мы понимаем, что если бы не было прикладных исследований, которые приводят к конкретным продуктам, то общество очень скоро охладело бы к наукам вообще. Это единая цепочка, ее нельзя разрывать, надо гармонично развивать и то и другое. О финансировании- Если брать порядок финансирования научных работ в России, то, на мой взгляд, сейчас происходит период становления механизмов финансирования, механизмов поддержки науки. Но еще есть определенные пробелы, например непонятно, какие механизмы финансирования существуют для поддержки фундаментальной науки, находящейся вне рамок государственных, рамок Академии наук. Например, не существует механизма поддержки создания крупных мега-проектов в сфере фундаментальных наук. Наука и образование- В прежние годы мы, например в Дубне, обратили внимание, что поток молодых людей, мотивированных на занятия наукой, не иссякал. Очень много молодых талантливых людей появлялось, и происходило так потому, что их интересовало, как устроена природа. И это самая правильная мотивация для будущего ученого. Критерии зарплаты для ученого должны быть вторичными. И так оно и было! Мы и пережили эти тяжелые для науки годы, потому что основным критерием для наших сотрудников было достижение научного результата. Мы, конечно, понимали, как трудно и ученым и их семьям, - и низкие зарплаты, и неблагоприятные бытовые условия. Но в результате наука выжила. Мы понимаем, что не нужно отодвигать на второй план социальные факторы. И опять я возвращаюсь к уже высказанному тезису: если мы не будем укреплять свою приборную базу, то потеряем все, что с таким трудом сохранили. И молодые в науку не пойдут. А главное, на что должен и может рассчитывать молодой человек, выбрав науку, - чтобы он мог реализовать свои научные идеи. И мы в Дубне стараемся создавать для этого условия. Это задача номер один. Июль, 2009. 4 мая в 18.00 в Доме ученых ОИЯИ состоится музыкально-поэтический вечер памяти Алексея Норайровича Сисакяна "Свои стихи из космоса услышь..." Стихи и авторские песни на слова Алексея Сисакяна исполняет Сталина Папазова. Приглашаются все желающие.
|
Редакция | Веб-мастер |