Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

Семинары

Многомерный Ломоносов, или К началу начал

В год 300-летия великого ученого, основоположника русской научной школы М.В.Ломоносова становится все более актуальным и популярным его наследие. Вспоминая его биографию, переосмысливая идеи и результаты исследований, научный мир приобретает силы, чтобы двигаться вперед. Михаил Васильевич явил собой пример не только самоотверженного служения науке, он верил, искренне этого хотел и делал все, чтобы в этой науке авторитетно звучало русское слово. И хорошо бы, если хоть малая толика его талантов, энергии, стремления к истине прижилась в характерах сегодняшних студентов и молодых ученых.

20 апреля в Университете "Дубна" впервые прошла Международная очно-дистанционная конференция "Вклад М.В.Ломоносова в развитие представлений о системе природа - общество - человек", которая транслировалось в Интернете. Мероприятие было подготовлено МГУ имени М.В.Ломоносова и Международным университетом природы, общества и человека, а конкретнее - Институтом комплексных исследований образования МГУ и кафедрой устойчивого инновационного развития университета "Дубна". Об этих организациях рассказывают их представители.

Часть 1. Ознакомительная

Александр Анатольевич Ионов, начальник отдела социологических исследований Института комплексных исследований образования МГУ:

Институт достаточно молодой, существует семь лет, создан на базе центра социологических исследований МГУ и является структурным подразделением университета. Сейчас мы работаем по нескольким направлениям. Основная проблема - качество образования; исследуются система оценок качества образования, оценка эффективности образовательных программ, и, что приобрело важное значение в последние годы, рейтинги учебных заведений. Наш отдел специализируется на проведении социологических исследований. В частности, один из последних проектов - социальная проблема: последствие реформы образования для учителей. Этот крупный проект проводился Национальным фондом подготовки кадров, созданным Правительством РФ. Мы работаем по заказу ректората для конкретных факультетов, структурных подразделений, НИИ, которых все больше становится в МГУ, изучаем мнение по разным вопросам коллективов, студентов, преподавателей как факультетов, которые уже существуют по 50 лет, так и факультетов, которые вновь образуются. В ближайшее время, возможно, мы будем изучать вопрос о развитии нового факультета политологии, который создан буквально два года назад. Вы знаете, что сейчас много проблем в профессиональном, высшем, начальном образовании, много проблем возникает в образовательной школе. Используя социологические методы, мы изучаем все эти вопросы, и разрабатываем рекомендации, как использовать полученные результаты. Рекомендации касаются не только конкретных структур, но и в целом системы управления образованием.

Борис Евгеньевич Большаков, заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития университета "Дубна", профессор:

Сотрудничество наших организаций только начинается. Это, собственно, первый шаг. В мае мы наметили еще одну конференцию. На базе нашей кафедры устойчивого развития уже много лет назад создана Научная школа устойчивого развития, и она развивает идеи русской научной школы. А поскольку ее основателем является Ломоносов, то, естественно, для нас имеет огромное значение наследие Михаила Васильевича. И любой шаг, развивающий это наследие, находится под нашим пристальным вниманием.

Сергей Владимирович Кибальников, заведующий сектором инноваций в образовании Института комплексных исследований образования МГУ, профессор:

В последнее время у нас появилась очень сложная, глобальная задача - в 2020 году 20 процентов студентов МГУ должны иметь собственные патенты, а в этом году мы должны взять четырехпроцентный барьер. И первый эксперимент проведен в Дубне, на кафедре устойчивого инновационного развития. Могу сказать, что опыт был успешным, у нас была группа магистрантов 9 человек, и все сто процентов магистров справились с задачей создания собственного патента. Это сделано благодаря технологии, которая разработана в нашем институте, - технология СКВ-матрицирования. Она позволяет человеческому мозгу начать работать в четырехтактном режиме - правое, левое полушарие, правое, левое… В результате КПД мозга возрастает в 35 раз. Это не фантастика, это реальность. Эту методику мы опробовали, и теперь будем внедрять в МГУ.

Часть 2. Пленарная

Несколько тезисов из прозвучавших сообщений.

Б.Е.Большаков - "Развитие идей М.В.Ломоносова в Научной школе устойчивого развития".

Этот доклад подготовлен совместно с Президентом Университета О.Л.Кузнецовым по исследованиям, проводимым нашей Научной школой устойчивого развития. Ломоносов жил в удивительное время - время становления науки, поэтому в его работах много незавершенного, много вопросов к будущим поколениям. В те годы развивались две основные теории, диаметрально противоположные позиции. Первую высказал Ньютон в своих "Началах", вторая высказана Лейбницем в идеях о монаде. Проблема объединения этих двух учений всегда волновала Ломоносова, и сейчас волнует многих ученых связь духовного и физического мира как основа устойчивого развития.

С.В.Кибальников - "М.В.Ломоносов как основатель российской инновации":

Ломоносов многомерен, каждый видит его по-своему. В своем выступлении я расскажу, как для него важны человек, природосообразность и дух. А дух - это то, что мы сейчас теряем. Думаю, мы входим в очень трудное время. Время, которое испытал Ломоносов, учась в Спасских школах: "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели". Что и производится сейчас нашим обществом. Это напоминает сюжет сказки о Буратино - папа Карло продал свой инструмент, дал ему букварь, он его продал и пошел развлекаться. То же и все наше общество. Фактически мы отправились с вами в Страну дураков, чтобы, как и Буратино, прийти к истине. Отсюда причина кризиса человеческой цивилизации - подмена истинных ценностей.

Трудность заключается вот в чем - стоимость ошибки человека возросла на порядки и равна стоимости жизни человеческой цивилизации. Это объясняется тем, что удвоение информации до Рождества Христова происходило за 2 тысячи лет, а сейчас, по данным компании IBM, - через каждые 75 дней, и будет прогрессировать. Мы испытали два информационных взрыва - образование средневековых университетов и сейчас - создание инновационной системы образования. Если мы этот этап не пройдем, мы погибнем. Потому что мы выпускаем специалистов, которые, например, управляют атомными станциями. Цена ошибки - человеческая жизнь. Поэтому выход - в создании образовательной обобщенной машины.

В докладе было рассказано об изобретениях Ломоносова. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори - опытный образец был изготовлен в апреле 1762 года, а 13 мая ученый демонстрировал его на заседании Академического собрания. Однако изобретение оставалось неопубликованным до 1827 года, и когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У.Гершель, такую систему стали называть его именем. Если бы действовала современная система защиты интеллектуальной собственности, можно было бы все исправить. Был создан прототип современного вертолета - у Леонардо был только чертеж, а Ломоносов сделал опытный образец, который не взлетел, но было измерено значение подъемной силы, с которого начинаются все летательные аппараты.

Кроме того, великий ученый вывел три воспитательно-образовательных аспекта, которые актуальны и сегодня.

Принцип природной сообразности: "Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали". То есть надо учитывать природные склонности детей, прежде чем их чему-то учить.

Принцип единства образования и воспитания: "...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются". Фактически это то, из-за чего Буратино продал свой букварь. И мы говорим, что этот принцип должен быть положен в основу новой системы образования.

И цели - формирование человека-патриота, высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, бескорыстное служение Родине.

Часть 3. Итоговая

Выступление Президента РАЕН, Президента Университета "Дубна" профессора О.Л.Кузнецова:

Я считаю, что наша совместная акция, которую мы проводим с Московским государственным университетом, очень своевременна, потому что, действительно, и мир, и страна в целом находятся в глубоком системном кризисе, в том числе и нравственном. А этот нравственный кризис происходит потому, что потеряны ценности, истинные ценности во многих случаях заменены на ложные. Это в какой-то мере неудивительно для нашей страны, потому что страна умудрилась за прошлый век дважды изменить систему ценностей. Поэтому сегодня у большого числа молодежи, молодого поколения, наблюдается ценностный вакуум. Многие молодые люди просто не понимают, что происходит, они не понимают своих перспектив, не осознают реальных ценностей. Есть такая пословица - если не знаешь, что делать, двигай мебель. Это один вариант действий. А другой вариант - вернуться к классике, вернуться к началам начал науки, богословия. То есть к тому, с чего зарождалась в современном понимании человеческая цивилизация. И в этом смысле то, что мы возвращаемся к идеям Ломоносова, Лейбница, и 2 июня здесь будет проходить конференция, посвященная творчеству Вернадского, - это правильный вектор, надо посмотреть, что думали по поводу развития общества и Земли как планеты наши великие предшественники.

Мне приятно присутствовать на этой конференции. Поскольку я давно являюсь профессором кафедры геофизики МГУ, мне посчастливилось войти в так называемую Ломоносовскую школу геофизиков. Если вы придете в главное здание, на третьем этаже висит плакат, где перечислены фамилии геофизиков, которые в России причисляются к Ломоносовской школе, их всего 20 человек. Действительно, Ломоносова мы считаем первым геофизиком в нашей стране, потому что он высказал три ключевых идеи в этой области. Первая - у него была работа о слоях земных, где он практически показал закономерности напластования: пласты, которые находятся выше, фактически сформированы нижележащими пластами, и они моложе. Тогда это было далеко не всем понятно. Вторая идея - о происхождение руд и минералов: у него была блестящая статья, в которой говорилось, что все руды и металлы происходят от трясения Земли. И сегодня мы видим реальную роль волновых процессов. Землю трясет постоянно, наша планета в течение года испытывает не менее трех тысяч землетрясений. Другое дело, что не всегда в них присутствует такая сила, как это было в Японии. Но это высвобождение волновой энергии приводит, и мы это точно знаем, к формированию многих типов рудных месторождений. И третье - в одной из его работ написано, что землетрясение подобно лучу, с помощью которого надо изучать внутреннее строение Земли. И только в 20-м веке сейсмологи научились регистрировать землетрясения, что-то говорить о том, где очаг и каково строение геологической среды, из которой пошла энергия. Только этих трех высказываний Ломоносова достаточно для того, чтобы быть ему академиком РАН по отделению наук о Земле.

Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


Редакция Веб-мастер