Их имена в истории науки
Штрихи к портрету ученого
2 марта исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося ученого, основателя и первого директора Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Георгия Николаевича Флерова. Сегодня в Доме международных совещаний состоится презентация книги "Георгий Флеров. Ученый, творец, первопроходец" и фильма "Бомба академика Флерова".
Авторы воспоминаний, собранных в этой книге, - известные российские и зарубежные ученые, работавшие с Георгием Николаевичем и сохранившие самые теплые воспоминания об общении с этим поистине незаурядным человеком.
Книга открывается воспоминаниями А.Н.Сисакяна "Ученый-легенда. Штрихи к портрету", которые подытоживают множество встреч, бесед, хранят особый аромат человеческих отношений:
"Боголюбов, Блохинцев, Франк, Флеров, Понтекорво, Шапиро, Марков, Мещеряков, Джелепов, Векслер, Балдин, Говорун, Чувило, Саранцев... Это неполный перечень имен только российских ученых-гигантов, на плечах которых стоит сегодня научная Дубна - мировая столица физики атомного ядра и элементарных частиц.
Они были такие непохожие друг на друга - люди, создавшие отечественную и мировую ядерную науку...
...Нередко по утрам (около 6 часов!) меня будил телефонный звонок. Характерный голос (немного в нос) Георгия Николаевича очень вежливо осведомлялся, не разбудил ли случайно...
Разговор иногда шел о перспективах развития ОИЯИ. Г.Н. высказывал разумные (иногда спорные), но всегда смелые идеи о реформировании науки и Института, давал советы по кадровым вопросам. Разговоры с ним всегда были интересными и, как правило, неожиданными...".
Совершенно не случайно, что страницы этой книги, посвященной одному ученому, вместили множество имен, вписанных в скрижали истории науки, да и не только науки. Обратившись к молодым годам своего учителя, Ю.Ц.Оганесян в коротких строчках биографической хроники показал, насколько тесно судьба ученого была связана с судьбой Отечества, которому он служил честно и преданно:
"Мне кажется, что если бы Георгий Николаевич выбрал другую специальность, например, конструктора, строителя, механика, то он определенно стал бы столь же известным специалистом, каким проявил себя в физике...
Физтех стал для Георгия Николаевича его alma mater. О школе А.Ф.Иоффе и Физтехе 30-х годов современниками написано много. Наверное, надо было бы написать еще больше об этом уникальном институте послереволюционных лет, в котором трудились такие выдающиеся физики, как Курчатов, Капица, Алиханов, Семенов, Френкель, Фок, Арцимович, Обреимов и многие другие..."
Немало ярких эпизодов припомнили авторы этой книги в своих воспоминаниях. В них отразился твердый, бескомпромиссный характер ученого. У Г.Н. было необычайно развито чувство гражданской ответственности, - пишет в своих воспоминаниях С.Н.Дмитриев. - Сыграв весьма заметную роль в Советском атомном проекте, он постоянно ощущал свою ответственность "за содеянное". Трагедия 1985 года в Чернобыле застала нас в Лейпциге. Известного советского физика постоянно атаковали местные журналисты. Он сильно нервничал, но был абсолютно откровенен. Он не повторял звучащие в те дни в центральных СМИ СССР правительственные заявления, а открыто говорил о трагедии, о ее возможных последствиях. Сразу же по возвращении в Дубну Г.Н. уехал в Чернобыль. На себе он испытал новый, созданный под его руководством респиратор на основе ядерных фильтров (сейчас мы называем их трековыми мембранами)...".
"Георгию Николаевичу Флерову, этому увлеченнейшему, замечательному и легендарному человеку, выпала счастливая судьба. Его имя - первооткрывателя спонтанного деления урана, одного из главных создателей отечественного атомного оружия, первопроходца таблицы элементов Менделеева - навсегда останется на страницах истории". Так завершает свои комментарии к письмам Г.Н.Флерова к С.В.Кафтанову, И.В.Курчатову и И.В.Сталину (1941-1942 гг.) физик и историк науки Ю.Н.Смирнов.
О стратегии и тактике научного поиска, развитии идей Георгия Николаевича рассказывают его ученики Г.М.Тер-Акопьян, Р.Ц.Оганесян, Ю.Э.Пенионжкевич, В.А.Карнаухов, И.Звара, В.А.Щеголев. О памятных встречах с Флеровым вспоминают А.Хрынкевич, К.Детраз, В.Грайнер, М.С.Хозяинов, В.Н.Багдасарова, автор этих строк...
"Чешский технический университет в Праге, - завершает свои воспоминания один из старейших чешских ученых Ч.Шимане, - отметил выдающийся вклад академика Г.Н.Флерова в развитие ядерной физики присуждением ему звания почетного доктора... Академик Флеров прибыл в Прагу со своей супругой Анной Викторовной, на которую этот торжественный акт произвел глубокое впечатление. Я был очень рад, что мне доверили миссию промотора. На память об этой сессии сохранилась фотография: в окружении чешских коллег - почетный доктор наук, всемирно известный физик, связанный глубокой дружбой с нашей страной, академик Г.Н.Флеров. И меня всегда греет мысль о том, что с этим замечательным ученым меня тоже связывала многолетняя дружба".
Штрихи к портрету ученого дополняют воспоминания его сына - Н.Г.Флерова, в которых есть много личных, мало кому известных деталей из истории семьи, подробностей жизни и быта:
"На даче Георгий Николаевич с удовольствием занимался самым разным физическим трудом, приучая меня к нему с раннего детства. Обычно я получал определенное задание: выполнил - можешь играть. Родители объездили за многие годы практически весь Союз, и из своих поездок часто привозили растения, в том числе и считавшиеся в то время экзотическими. Эти садовые новинки высаживались с соблюдением всех возможных агротехнических приемов; растения старались вовремя подкормить, полить, прополоть. Со временем наш сад похорошел и разросся, он производил впечатление даже на специалистов, с которыми мы менялись растениями и чьи рекомендации использовали на практике. Георгий Николаевич всегда старался поддержать мой интерес к окружающему миру. Когда он рассказывал мне о вновь привезенных растениях, то постепенно переводил разговор на историю тех мест, откуда они прибыли, рассказывал об интересных людях, которых он с мамой там встретил. И постепенно я тоже загорелся желанием путешествовать, как мои родители, и как можно больше узнать о своей Родине не только из книг...".
Ко всему сказанному остается только добавить, что книга вышла в московском издательстве "Этерна" по заказу Лаборатории ядерных реакций под общей редакцией Ю.Ц.Оганесяна и С.Н.Дмитриева, фото из архивов Юрия Туманова и Лаборатории ядерных реакций.
Евгений МОЛЧАНОВ