Молодежь и наука

Учебные лаборатории разместились на пятом этаже корпуса №113, первые три этажа которого занимает Лаборатория радиационной биологии, создавшая здесь же лабораторную базу биофизической кафедры университета. Относительно быстро, за четыре года, все помещения были освобождены, отремонтированы и оснащены оборудованием. Уже готовы принять студентов лаборатории атомной физики, оптики и молекулярной физики, еще предстоит оснастить лабораторию ядерной физики. В планах не только доукомплектовать лаборатории до уровня общефизического практикума, но и создать специализированные учебные установки, позволяющие студентам выполнять научные и хоздоговорные работы.

Осматривая учебные лаборатории, директор ОИЯИ А.Н.Сисакян рассказал, почему он стал физиком-теоретиком, а не экспериментатором: "Почти не по своей воле: выполняя лабораторный практикум на физфаке, я сжег два прибора, которые еще И.Ф.Усагин делал. После чего мне сказали: вам не стоит идти в экспериментаторы". А начав процедуру открытия лабораторий, А.Н.Сисакян отметил:

- Очень символично, что в этой аудитории поместили фотографию двух великих ученых Г.Н.Флерова и К.А.Петржака. Г.Н.Флеров являлся и является мостом между научным коллективом ОИЯИ и университетским коллективом, поскольку именно он был основателем ВНИИ Геосистем, которым ныне руководит ректор университета "Дубна" О.Л.Кузнецов (благодаря чему о Дубне Олег Леонидович узнал задолго до создания здесь университета). Во-вторых, именно Лаврентьев и Флеров еще в середине 1950-х поняли, что единство научного образования и инновационной деятельности - это именно то, что необходимо для плодотворного существования научного сообщества.

Сегодня, создавая инновационный пояс вокруг Института, особую экономическую зону в городе, мы пытаемся возродить хорошо забытое старое. Открытие учебных лабораторий стало пусть маленьким, но праздником единства науки и образования. Ведь если молодежь не придет в науку, ни о каких будущих открытиях говорить невозможно.

За оказанную помощь, которая ускорила процесс создания лабораторий, А.Н.Сисакян выразил благодарность О.В.Дерипаске, Ю.К.Недачину и их коллегам.

О.Л.Кузнецов: "Хочу пожелать этой лабораторной базе интенсивного развития!".
Как очередной крупный шаг в проекте под названием "Университет "Дубна"", который уже давно начат в ОИЯИ, охарактеризовал этот день ректор университета О.Л.Кузнецов. Он напомнил об открытии в университете с помощью ОИЯИ фундаментальных кафедр - общей физики (заведующий И.М.Граменицкий), биофизики (Е.А.Красавин), помощь при создании кафедры химии с химико-аналитическим центром, кафедры теоретической физики (А.Н.Сисакян), ядерной физики (Ю.Ц.Оганесян). "Мы гордимся, что вы вошли в нашу университетскую команду, - подчеркнул О.Л.Кузнецов, - такое расширение образовательного поля университета в сторону фундаментальных наук престижно для него.

Сегодня сделан серьезный шаг. Какие могут быть студенты-физики без лабораторной базы, хороших методичек и постеров? Эти лаборатории очень похожи на учебные лаборатории физфака МГУ, а выглядят они сейчас, пока новые, даже лучше! Я искренне благодарю ОИЯИ и всех, кто здесь присутствует, за то, что вы сделали. Хочу пожелать этой лабораторной базе интенсивного развития, а мы будем ему способствовать".

Научный руководитель ЛЯР Ю.Ц.Оганесян вспомнил, как он в свое время проходил лабораторный практикум на физфаке МГУ: студентам приходилось порой эксплуатировать оборудование лаборатории в четыре смены, причем последняя начиналась в десять вечера и заканчивалась в час ночи, и надо было еще успеть добежать до метро до его закрытия. А, впрочем, можно было там же и остаться ночевать, никто не выгонял... "Я рад, что у наших студентов есть такие прекрасные приборы. Хочется, чтобы молодые люди выходили из нашего университета полноценными специалистами!"

Некоторые приборы были задуманы специально для выполнения не учебных, а договорных работ, чтобы одновременно с получением учебных навыков воспитывать у студентов чувство ответственности. "Все, что мы вложили в молодежь, в ее образование, в ее будущее, не имеет цены. Пожелаем же молодым успехов!".

Директор УНЦ ОИЯИ Д.В.Фурсаев рассказал о развитии образовательной программы в Институте. За прошедшие десять лет количество обучаемых студентов выросло с 70 до 600 человек в год. Открыто семь новых базовых кафедр ОИЯИ: четыре - в университете, две - в МИРЭА, одна - в МИФИ. "Мы можем учить студентов именно так, как мы хотим, - подчеркнул Д.В.Фурсаев, - готовить их к задачам, решаемым в Объединенном институте". Но, с другой стороны, это означает и определенный уровень ответственности, которую взял на себя Институт, решив задачу создания соответствующей учебно-лабораторной базы. А пользоваться ею смогут не только студенты дубненских вузов, но и студенты университетов стран-участниц Объединенного института, приезжающие сюда на традиционную летнюю практику.

Д.В.Фурсаев: "Мы можем учить студентов именно так, как мы хотим...".

"Сегодня мы открываем лаборатории молекулярной физики, оптики, атомной физики, заложили основы лаборатории ядерной физики. Это скромное начало процесса, который будет развиваться в дальнейшем", - отметил директор УНЦ. Он выразил благодарность за помощь в проведении ремонтных работ, создании лабораторной инфраструктуры, оснащении учебных лабораторий оборудованием и мебелью дирекции ОИЯИ и ЛЯП, руководству университета, О.В.Дерипаске (за оснащение лаборатории термодинамики и молекулярной физики), АФК "Система", сотрудникам УНЦ, ЛЯР и ЛТФ, которые, несмотря на свою научную загруженность, находили время не только для работы со студентами, но и делали все, чтобы эти новые лаборатории возникли.

"Вы сделали потрясающую работу, создана прекрасная база, давайте теперь совершенствовать методические материалы, чтобы поднять их на современный уровень", - призвал коллег проректор университета по учебной работе Ю.С.Сахаров.

Остается только пожелать студентам постичь глубины физики, изучить все тонкости эксперимента и найти себя в науке. Ведь "студент" на латыни - "изучающий"...