Из официальных источников


В конце минувшего года в Доме международных совещаний состоялось заседание НТС ОИЯИ, на котором помощник директора по финансовым и экономическим вопросам В.В.Катрасев прокомментировал итоги и план мероприятий по выполнению решений прошедшей в ноябре сессии Комитета полномочных представителей правительств государств - членов ОИЯИ. Сегодня мы публикуем основные положения его выступления.

Как известно, с этого года параметры бюджета рассчитываются на трехлетний период. Такой подход к планированию означает, что Институт взял курс на развитие. Планируется ежегодный прирост бюджета примерно на 20-24 процента. Расходы будут осуществляться согласно принятым в ОИЯИ приоритетам развития - на модернизацию базовых установок, увеличение размеров оплаты труда и компенсацию повышения роста стоимости услуг.

Общий объем дополнительного финансирования на развитие и реализацию проектов в области базовых и экспериментальных установок составит примерно 13,1 млн. долларов США и будет распределяться следующим образом (в тысячах долларов США):
 200820092010
ФЭЧ и РЯФ75514001600
ФТИ170531803285
ФКС и НЯФ 600600
Выделение этих средств позволит, во-первых, осуществить модернизацию нуклотрона с целью доведения его до проектных параметров и обеспечения ускорения тяжелых ионов вплоть до урана, во-вторых, осуществить концептуальный проект установки комплекса NICA; модернизировать циклотронный комплекс ЛЯР с целью улучшения качества пучков и увеличения времени использования ускорителя, а также снижения расхода редких изотопов и потребления электроэнергии в 3-4 раза; создать на базе ИБР-2 новый, по сути, реактор ИБР-2М, который обеспечит Институт современным источником нейтронов на последующие 20 лет.

Далее В.В.Катрасев остановился на проблеме роста заработной платы сотрудников ОИЯИ. Дирекция прилагает все усилия для обеспечения уровня средней заработной платы в Институте не ниже, чем в Московской области. Прогнозируемый фонд заработной платы к 2010 году должен вырасти до 38 млн. 120 тыс. долларов США, а среднемесячная зарплата - составить 26 тысяч рублей для научных сотрудников и специалистов. При этом будет происходить некоторое сокращение персонала - с 3443 сотрудников в 2007 году до 3140 к 2010-му. Как отметил В.В.Катрасев, увеличение в 2007 году оплаты труда позволило приблизить уровень заработной платы научных сотрудников к показателю РАН.

Потребуется дополнительное финансирование расходов на электроэнергию и коммунальные услуги. С учетом инфляции эта цифра к 2010 году вырастет на 40 процентов.

В связи с тем, что бюджет ОИЯИ рассчитывается в долларах, а финансирование расходов, в основном, происходит в рублях, снижение курса доллара США по отношению к российскому рублю негативно сказывается на финансовом состоянии Института и приводит к потерям бюджета. Но, вместе с тем, падение доллара США, - подчеркнул В.В.Катрасев, - происходит не только по отношению к рублю, но и к национальным валютам большинства государств - членов ОИЯИ. В связи с этим увеличение размеров взносов не должно стать для этих стран существенной финансовой нагрузкой.

Бюджет 2008 года был утвержден на состоявшемся в ноябре 2007 года заседании Комитета полномочных представителей. Доходы будут формироваться за счет взносов стран-участниц и средств, получаемых по соглашениям о научно-техническом сотрудничестве. Совокупный размер доходов ОИЯИ в 2008 году составит 55967,8 тыс. долларов США. Это на 21 процент больше по сравнению с 2007 годом, что стало возможным благодаря увеличению размеров взносов стран-участниц.

Расходы по статьям бюджета в 2008 году распределятся следующим образом: зарплата - 60,3 процента, международное сотрудничество - 7,3, материалы, оборудование - 10,8, энергия, вода - 11,1, оперативные расходы - 10,6. В этих данных не учтены гранты полномочных представителей и гранты дирекции, средства, получаемые по соглашениям о сотрудничестве. Средства из этих источников будут распределяться в течение года на научные исследования и базовые установки в соответствии с приоритетами, установленными Ученым советом и Комитетом полномочных представителей.

В 2008 году на научную деятельность планируется выделить 23,6 млн. долларов США; на базовые установки - 3,7 млн., инфраструктуру лабораторий - 8,4 млн., инфраструктуру ОИЯИ - 8,1 млн. Расходы на выполнение приоритетных проектов будут увеличены в 2008 году также за счет целевых средств. Общий объем финансирования, выделяемого на базовые установки в 2008 году, - 11,2 млн. долларов США.

Бюджет на этот год сформирован бездефицитно, но многое зависит от ситуации на валютном рынке.

Далее В.В.Катрасев познакомил членов НТС с конкретными планами финансирования проектов по развитию базовых установок (нуклотрона, циклотронного комплекса ЛЯР, ИБР-2М) и с планами увеличения средней заработной платы в ОИЯИ (в 2008 году - до 14 тысяч рублей за счет средств бюджета).

Концентрация ресурсов на приоритетных научных направлениях потребовала частичного перераспределения средств. Так, в бюджете 2008 года значительно уменьшены расходы на содержание помещений, территорий и объектов социальной инфраструктуры Института. Покрытие этих расходов планируется за счет отчислений от деятельности хозрасчетных подразделений Института. Расходы на выполнение приоритетных проектов будут увеличены в 2008 году и благодаря целевым средствам.

Безусловно, рост расходов должен сопровождаться повышением эффективности работы, оптимизацией численности персонала и объектов недвижимости, привлечением средств инвесторов.

Комитет полномочных представителей одобрил план развития ОИЯИ на три года и поручил дирекции подготовить предложения по размеру бюджета Института на 2011 год. Как подчеркнул в своем докладе В.В.Катрасев, предстоит проработать вопросы динамики колебаний курсов валют стран-участниц по отношению к доллару США и возникающие в связи с этим финансовые риски; будет принято во внимание фактическое выполнение странами-участницами своих финансовых обязательств, подготовлены предложения о погашении задолженности по взносам странами-участницами ОИЯИ, возникшей в 2002-2003 годах.

В целях привлечения инвестиций для развития опытно-производственной базы Института планируется на базе ОП ОИЯИ учреждение нового, совместно с ЗАО НПЦ "Аспект", общества с ограниченной ответственностью, которому будут переданы в аренду здания и основные средства Опытного производства.

Дальнейшее развитие получит инновационная деятельность ОИЯИ. Комитет полномочных представителей одобрил планы по ускоренному развитию правобережного участка ОЭЗ, непосредственно связанного с деятельностью Института. На этом участке предполагается создать совместно с РНЦ "Курчатовский институт", РосОЭЗ и администрацией города международный нанотехнологический кластер, включающий в себя Центр коллективного пользования оборудованием.

Материал подготовила Надежда КАВАЛЕРОВА

Из протокола НТС


1. По докладу В.В.Катрасева НТС отметил прогресс в ресурсном обеспечении научно-исследовательских работ, ведущихся в ОИЯИ, повышении оплаты труда сотрудников Института, а также решение дирекции Института об активизации и расширении исследований, проводимых на собственной базе.

НТС обратился к дирекции ОИЯИ с просьбой представить на одном из ближайших заседаний НТС планы реорганизации Опытного производства Института.

2. О сотрудничестве ОИЯИ и GSI в проектах NICA/MPD и FAIR (докладчики - А.Г.Ольшевский, А.Г.Попеко, А.Д.Коваленко) НТС отметил, что физика тяжелых ионов является одним из динамично развивающихся направлений исследований в ядерной физике, физике элементарных частиц и конденсированных сред. Исследования по физике тяжелых ионов интенсивно развиваются в ОИЯИ. Осуществление проекта NICA/MPD является одной из наиболее приоритетных задач, сформулированных в "Дорожной карте" ОИЯИ.

Большой интерес для дальнейшего развития ОИЯИ представляет проект FAIR, разрабатываемый в GSI (Германия). Проекты NICA/MPD и FAIR являются взаимно дополняющими. Осуществление первого из них и участие во втором соответствуют долгосрочным планам развития Института.

НТС рекомендовал программы по проектам NICA/MPD и FAIR, предлагаемые для совместной реализации, вынести на обсуждения НТС лабораторий и (затем) НТС ОИЯИ. Считать необходимым привлечение ресурсов проекта FAIR для выполнения исследований, проводимых в ОИЯИ в интересах этого проекта. В связи с этим рекомендовать дирекции ОИЯИ обсудить на ближайшем заседании комиссии ОИЯИ-BMBF вопросы, связанные с участием ОИЯИ в научных программах и комитетах проекта FAIR, и дополнительное финансирование работ, выполняемых в ОИЯИ (по проекту FAIR и другим) в интересах немецкой стороны.