Математика. Компьютер. Образование


Нельзя не остановиться на докладе профессора МГУ Д.С.Чернавского "Экономика современной России", предварявшем круглый стол, в котором он представил модель, описывающую современное состояние и возможные варианты развития нашей экономики. Современная экономическая ситуация характеризуется как положительными тенденциями - растущий стабилизационный фонд, стабильный курс рубля и рост ВВП, так и отрицательными - экономическое расслоение общества, рост ВВП за счет услуг, а не производства, высокая инфляция. Основная проблема - как потратить деньги, не вызвав при этом еще большей инфляции. Варианты развития, кроме всего прочего, зависят и от того, когда мы хотим получить максимальную прибыль, - через год или через 10 лет? Если бы, помечтал Дмитрий Сергеевич, Дерипаска, Абрамович и иже с ними собрались и решили ждать получения прибыли 10 лет, то страна бы быстро достигла высокого уровня жизни с высоким ВВП.

В послевоенной Германии был реализован лозунг: "Если страна в беде - стыдно быть богатым", призывающий немцев не тратить деньги на всяческие дорогие излишества, и это помогло экономике возродиться. Наша экономика сейчас ориентирована на производство элитарных товаров - дорогих квартир, дорогой офисной и бытовой техники и так далее. Хотя производство товаров растет, увеличивается и количество причастных к элите людей (различный обслуживающий персонал, охрана и т.п.), но все это препятствует переходу экономики к высокопродуктивному состоянию. Страна по-прежнему находится в низкопродуктивном состоянии, эмиссия последние годы растет колоссально - на 40-50 процентов ежегодно. Какие из этого можно сделать выводы? Первый - растет ценовая инфляция при отсутствии финансовой инфляции, поскольку велик запас СКВ. Второй - весома роль цен на сырье и ресурсы, которые определяются не рынком, а государственными и частными структурами. На стационарное высокопродуктивное состояние (желанное светлое будущее) в ближайшее время надеяться не приходится - цены не снизятся, но можно надеяться на рост количества продуктов и, как следствие, рост доходов населения. Результат проведенного Д.С.Чернавским моделирования: состояние экономики близко к неустойчивому, и эта неустойчивость только возрастает при переходе к высокопродуктивному состоянию. "Необходима филигранная тактика регулирования цен, а то, что делает правительство, я комментировать не буду! - заключил Дмитрий Сергеевич. - Будем надеяться, что Россия выйдет из лихорадки и в светлое будущее "грудью дорогу проложит себе". Ресурсная база любой страны находится под контролем общества, и только у нас это не так. Я очень надеюсь, что у нас будет разумная, оптимальная экономика".

Круглый стол "Неравенство и справедливость" начал директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А.Ю.Шевяков докладом "Факторы неравенства и бедности в решении демографических проблем". Он сразу предупредил, что данные их института немного расходятся с данными Росстата, которые рассчитываются еще по советским методикам, не учитывающим вообще наличие бедных и богатых. По Росстату, коэффициент дифференциации, то есть расслоения общества, равен 15, по расчетам института А.Ю.Шевякова - 30, для Москвы этот показатель еще больше - 50 и 65 соответственно. К слову, в Европе применяют другие методики, по которым у них 15 процентов населения попадают в категорию бедных. Но если бы эти методики использовать в России, то у нас бедняки составили бы от 30 до 50 процентов населения страны.

Эффективность таких мероприятий, как повышение зарплат и пенсий, составляет, в конечном итоге, 12-15 процентов. В Японии, например, пенсионерам, восстанавливавшим экономику страны после войны, выплачивают специальную надбавку к пенсии. В США исходное (по доходам) расслоение общества примерно такое же, как у нас, но после уплаты богатыми всех налогов и получения бедными социальных трансфертов (дотаций), коэффициент расслоения уменьшается в несколько раз.

По статистике, собранной Институтом социально-экономических проблем народонаселения, 60 процентов населения России находятся ниже функциональной границы по экономическим возможностям. Избыточное социально-экономическое неравенство является угрожающим фактором для воспроизводства человеческого капитала и повышения темпов экономического роста. Сегодня на 1 рубль произведенного продукта богатые получают 2 рубля прибыли, а бедные - 5 копеек, то есть в 40 раз меньше! Это неравенство означает и неравный доступ к возможностям образования, услугам здравоохранения и так далее. А о том, что неравенство породило физиологические проблемы и, в частности, проблему рождаемости, Е.И.Чазов докладывал президенту В. В. Путину еще лет восемь назад. Необходим радикальный пересмотр системы социальных распределений.

Из доклада заместителя директора Института социологии РАН Н.Е.Тихоновой "Социальная стратификация современного российского общества" приведу результаты лишь одного статистического исследования, ориентированного на ресурсообеспеченность населения. Учитывались такие параметры, как квалификация, трудоспособность, культурный, экономический, социальный, властный и личностный факторы, и оказалось, что 5 процентов населения перераспределяют доходы ВВП, 12 процентов обладают высокой ресурсообеспеченностью, четверть населения находится в положении благополучного, но неустойчивого равновесия, а оставшиеся почти 60 процентов характеризуются очень низкой ресурсообеспеченностью.

Доктор экономических наук В.Э.Лившиц (университет "Дубна") в докладе "О государственной экономической политике бедной и богатой России" показал, к чему привело реформирование экономики страны в 1990-х.

В результате проведенных реформ страна оказалась в глобальном социально-экономическом кризисе. 15 лет мы живем не в той экономике, в какой живут благополучные страны. Впервые в истории страны во главе правительства оказались образованные люди, с докторскими степенями по экономике. Но это правительство на реактивной скорости пустило по миру науку, экономику и население. Как это получилось? Основной причиной кризиса стала допущенная крупная теоретическая ошибка. При правильной стратегии реформирования была выбрана катастрофическая тактика перехода (шоковая терапия, ваучерная приватизация, монетаристская теория рынка в основе всего). Кроме неправильно выбранной центральной монетаристской линии сами реформы были проведены очень непрофессионально. В годы реформ мы копировали все западное, считая, что эффективное там будет так же эффективно и здесь.

В результате ВВП сократился вдвое, изношенность основных фондов превысила 60 процентов, средний возраст оборудования (в 2000 году) составлял 20 лет, - и мы собираемся с кем-то конкурировать всерьез?

Главные задачи, стоящие перед страной, отнюдь не те, что постоянно звучат, - удвоение ВВП, вступление в ВТО, а - борьба с бедностью, подъем и восстановление производственного потенциала, разрушенного в 1990-е годы, обеспечение безопасности жизнедеятельности следующих поколений. Политику слабого государства в экономике необходимо менять на политику сильного государства, чтобы приоритетом де факто стали интересы основной массы населения.

Н.А.Тарасова (Центральный экономико-математический институт) рассказала об изменении структуры доходов населения и социальной политике.

Уровень трудовых доходов в 2007 году понизился до 56 процентов (в развитых государствах эта величина составляет 67 процентов), а предпринимательский доход вырос до 33. Совершенно по-разному меняется зарплата: у государственных чиновников по специальному указу президента в 2005 году она была повышена на 29 процентов, в прошлом году - еще на 37! По известной присказке, нам платят так, как мы работаем. На самом деле, утверждает Н.А.Тарасова, мы работаем гораздо лучше, чем нам платят. Это как раз и не относится к высокооплачиваемой группе госчиновников, производительность труда которых ниже, чем у их коллег в европейских странах.

По инерционному прогнозу, происходит снижение официальной занятости и рост теневой, при этом теневые доходы немного уменьшаются. Если бы в 2009 году, помечтала Наталья Андреевна, легализовать все доходы, то единого социального налога хватило бы на оплату всех социальных трансфертов (пенсий, различных дотаций и пр.).

Отвечая на вопросы, В.Н.Лившиц сказал, что в ВТО надо вступать обязательно, но тогда, когда наша экономика станет квазистационарной, и на своих условиях (как Китай, который выставил 15 условий при вступлении в ВТО).

Главный вопрос в экономике - вопрос о власти, в смысле, как до этой власти донести хорошие экономические теории.

В ближайшие 3-5 лет, пообещал В.Н.Лившиц, ни финансовых, ни промышленных катастроф не случится. Не будет, по мнению Н.Е.Тихоновой, и социальных взрывов, поскольку правящая элита постоянно и прицельно выявляет болевые точки и с ними работает, а то, что люди плохо живут, - не повод для взрыва.

А закончился круглый стол "революционными призывами" выделять на науку из бюджета не 4, а целых 10 процентов! И на образование - 10 процентов! И на детей! Ведь еще граф Шувалов говорил, что необходимо заботиться о "сбережении народа".

Ольга ТАРАНТИНА