"Математика. Компьютер. Образование"


XV конференция "Математика. Компьютер. Образование" прошла в начале февраля в Дубне, в очередной раз поменяв пущинскую "прописку" на дубненскую. И если предыдущая XIII конференция, проходившая в нашем городе, получилась немногочисленной, то нынешняя тянула на рекорд - более 400 участников из разных городов России. Открывая конференцию, ее бессменный лидер и председатель оргкомитета Г.Ю.Ризниченко подчеркнула, что конференция за эти годы уже зарекомендовала себя, заняла особую нишу, продолжает успешно содействовать общению людей, занятых в разных, сопредельных и далеких друг от друга областях.

Первые доклады на конференции сделали хозяева. Приветствовал участников конференции директор Института А.Н.Сисакян - отметив как приятный факт ее возвращение через год в Дубну, он познакомил гостей с историей ОИЯИ и современным состоянием научных исследований, развитием инновационного пояса Института. Директор ЛИТ В.В.Иванов рассказал о роли информационных технологий в экспериментальных и теоретических исследованиях, проводимых в ОИЯИ и ЦЕРН. С интересной лекцией "Физика и геометрия" выступил научный руководитель Института В.Г.Кадышевский. Не менее интересным и популярным было выступление Ю.Ц.Оганесяна "О пределах таблицы Менделеева". О проблемах стратегии устойчивого развития в России и мире рассказал ректор университета "Дубна" О.Л.Кузнецов.

Разнообразие тем и направлений докладов и круглых столов конференции охватить в газетном обзоре не представляется возможным, да и все желающие могли послушать любое выступление во время работы конференции, так что представленная здесь выборка определяется исключительно интересами и наличием на тот момент свободного времени автора.

Шокирующий и будоражащий доклад заместителя директора Института прикладной математики Г.Г.Малинецкого вызвал целую волну вопросов. Он привел удручающую картину статистики гибели населения России по различным причинам, сделав такой вывод: жить в России в сто раз опаснее, чем в Европе (если сравнивать суммарные данные, то вероятность гибели по неестественным причинам в Европе составляет 10-4, а в России - 10-2). Все управление ситуацией сводится к тушению пожаров и затыканию дыр, необходимо же вывести его на более высокий уровень.

Россия никак не выйдет из системного кризиса, требующего для разрешения разных подходов с разных сторон. В этом году впервые в России прошла конференция по математической истории. По мнению Г.Г.Малинецкого, концепция математической истории - это не только то, что необходимо стране, это шанс для историков и математиков сохранить страну. И еще один важный момент - не потерять среду, не потерять качество человеческого капитала, не потерять молодежь. И поэтому Г.Г.Малинецкий с коллегами прикладывает большие усилия, выступая против единого госэкзамена в школе, поскольку американский принцип тестирования влечет снижение общего уровня знаний. Сейчас на различных студенческих соревнованиях по программированию лидируют студенты университетов Китая (в половине случаев), за ними идут южно-корейские студенты. А наши - уже с третьего курса начинают работать параллельно с учебой, естественно, в ущерб последней.

Как считает Г.Г.Малинецкий, развивать нейронауки сегодня важнее, чем нанотехнологии и многое другое, поскольку человек все еще остается самой большой загадкой природы. И именно с человеком связаны и самые большие надежды, и самые большие риски XXI века. Ведь времена, когда человечество могло поступать интуитивно, давно прошли.

Докладом-воспоминанием и размышлением стало выступление сопредседателя оргкомитета конференции Р.Г.Позе "Еще раз о "национальной" и "интернациональной" науке". В нем он проследил эволюцию физики высоких энергий в ОИЯИ и связанное с этим развитие науки и промышленности в ГДР.

Трудовая деятельность в ОИЯИ Рудольфа Гейнцевича началась 1 февраля 1958 года и продолжается, с перерывами, и сейчас. Он напомнил об имевшихся предпосылках для развития в Институте физики высоких энергий и первых, совместных с физиками ГДР, работах: разработке экспериментальной базы физики высоких энергий; физической обработке событий взаимодействия элементарных частиц в фотоэмульсиях, облученных на внутреннем пучке синхрофазотрона; разработке измерительного автомата для фотоэмульсий коллективом конструкторов из "Карл Цейсс Йена" в КБ ОИЯИ. В конце 1950-х образовался Институт физики высоких энергий АН ГДР в Цойтене - единственный центр в этой области физики в странах социализма. Позже создана объединенная группа теоретиков Университета имени Гумбольдта (Берлин) и ИФВЭ (Протвино), кафедра теоретической физики в Лейпцигском университете.

В 1950-60-е годы начался большой этап развития методики работы с пузырьковыми камерами. Р.Г.Позе напомнил историю создания первых пузырьковых камер в ОИЯИ - пропановой и двух жидководородных. Молодые специалисты из ГДР приезжали в ОИЯИ на стажировку в этой области. Первые три года Рудольф Позе работал в ЛЯП в группе, занимающейся разработкой полуавтомата для обработки данных с пузырьковой камеры. Вернувшись в ГДР, он продолжил эту работу. Припомнил докладчик и один курьезный случай. В 1982 году он с коллегами участвовал в Лейпцигской ярмарке - демонстрировали полуавтомат для обработки снимков с больших пузырьковых камер с использованием СМ ЭВМ. Их экспонат чем-то особенно понравился руководителю ГДР Э.Хонеккеру, который пожал Рудольфу Позе руку, за что тот впоследствии получил выговор от президента АН ГДР, поскольку рукопожатие не было заранее запротоколировано.

"Сотрудничество и участие в ОИЯИ дало нам возможность приобщиться к большой науке, что было бы совершенно нереально в условиях ГДР", - заметил докладчик. В сложной ситуации объединения Германии было очень непросто сохранить немецкое участие в ОИЯИ - это как раз помогли сделать реально мыслящие коллеги из ФРГ. А затем АН ГДР была расформирована, многие институты перестали существовать, какие-то были объединены с другими, но ИФВЭ в Цойтене был сохранен целиком, хотя он ныне и присоединен к DESY в Гамбурге, но продолжает развиваться как самостоятельный центр. По мнению Р.Г.Позе, судьба этого института была бы другой, если бы все предыдущие годы ОИЯИ не поддерживал его развитие.

"И пусть энтузиазм первых лет ушел, а многое, что когда-то казалось волнующим и уникальным, стало повседневным, но я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось участвовать в становлении Объединенного института с первых его дней", - завершил эту часть своего выступления Рудольф Гейнцевич.

Вторая часть - историко-биографическая - сложилась из ответа на просьбу из зала рассказать об отце. Гейнц Позе, физик-ядерщик, делал диссертацию под руководством Г.Герца. Свою биографию экспериментатора он начал с опытов по делению ядра. Получил интересные результаты, которые в Германии не были оценены по достоинству, и только когда их повторили в США, результаты Гейнца Позе признали. Интерпретацию им дал Георгий Гамов, работавший тогда в Кембридже, переписка с ним хранится в семейном архиве.

Во время второй мировой войны Г.Позе был в ведении научного отдела главного командования Германии. После окончания войны американцы начали принудительно вывозить немецких ученых из страны. Семья Позе жила в это время в деревне, их просто не нашли. Когда они вернулись в Лейпциг, американцев уже не было, но такую же операцию проводили уже советские спецслужбы. Гейнц Позе оказался к тому моменту морально подготовленным и согласился выехать в СССР. В мае-июне 1945 в числе других немецких специалистов в Советский Союз приехали Г.Герц и М. фон Арденне.

По словам Р.Позе, А.И.Лейпунский обратил внимание Л.П.Берии на то, что вся работа по созданию бомбы основывается на данных, полученных за границей, и если в них вкралась ошибка, то весь проект может рухнуть. Тогда начали искать и собирать специалистов по ядерной физике, и так семья Позе попала в Обнинск. Немецкий отдел "Лаборатории В" существовал обособленно, вокруг постепенно прирастал молодыми специалистами будущий ФЭИ, но общаться друг с другом немецкие и советские специалисты не могли из-за режима секретности.

В 1952 году немецких ученых освободили от работы по этой теме и на 2-3 года отправили на Кавказ, чтобы "состарить" секретные сведения, которыми они владеют. Гейнц знал, что уже ведутся работы по созданию ускорителя в Дубне, попросил его направить туда. Так в 1959 году он начал работать в ЛЯП ОИЯИ. Позже он заведовал кафедрой ядерной техники в Дрезденском техническом университете, но всегда поддерживал связь с Дубной. Он часто повторял, что для молодых людей ОИЯИ - не учебный центр, а шанс соприкоснуться с большой наукой.

Итоги работы конференции подвела председатель оргкомитета, профессор МГУ Г.Ю.Ризниченко:

Действительно, эта конференция получилась многочисленной, мы получили 450 тезисов докладов, но реальных участников оказалось немного меньше. Нам удалось пригласить почти 50 молодых людей, от старших школьников до аспирантов из Воронежа, Саратова, Тюмени, Чеченской Республики, благодаря поддержке специальной президентской программы, через фонд "Государственный резерв". Чтобы участвовать в конференции они выдержали конкурс, и активно работали в различных секциях, мастер-классах.

Мы услышали доклады наших постоянных участников, ведущих специалистов МГУ, Центрального экономико-математического института РАН - Д.С.Чернавского, М.Ю.Романовского, А.Е.Варшавского. Ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Н.А.Винокурова организовала замечательный круглый стол "Неравенство и справедливость". Прошедший в Доме культуры "Мир" круглый стол "Каким должен быть современный музей. Сохранение культурного наследия и музеи России", организованный хранителем изобразительного фонда музея "Мураново" Т.П.Гончаровой, обсуждал роль музеев - и художественных, и научных - в образовании. В нем тоже участвовали очень молодые люди, причем на очень хорошем уровне, демонстрируя понимание проблемы, умение выступать. Радует, что сильные ребята с хорошей профессиональной подготовкой берут в свои руки решение серьезных проблем. Ведь восстанавливать то же Мураново после пожара - колоссальная задача.

Поскольку было заявлено очень много участников, то большинство докладов делалось на профильных секциях. Обо всех секциях я не могу рассказать, но на секции "Математические модели в химии, биологии, медицине" были представлены очень сильные доклады, а педагоги активно участвовали в стендовой секции.

Конечно, я хочу похвалить свой коллектив: замечательных коллег из ОИЯИ, работающих с нами из года в год, - Р.Г.Позе, В.В.Коренькова, Т.А.Стриж, Г.А.Коробову, К.К.Крюкова, руководителей секций, работавших в этом году совершенно автономно (когда конференция начиналась, я сама занималась всеми вопросами и проблемами), секретаря конференции, мою бывшую студентку Л.Д.Терлову.

У конференции, и это очень важно для нас, теперь появился свой сайт (www.mce.su), на котором ее участникам можно обмениваться информацией, постоянно общаться, получать все материалы, хранить фотографии, вести архив. На базе наших конференций защищены сотни кандидатских и десятки докторских диссертаций - это повод, чтобы понять свою роль в формировании уровня российской науки. Несомненно, что сегодня в стране появились свежие силы, идет оживление и науки, и культуры, и наша конференция служит тому доказательством. Молодые на конференции могут впитать самые свежие идеи, чтобы развивать их дальше самостоятельно: встретить научного руководителя, найти друзей на всю жизнь. Конференция междисциплинарна и должна быть такой, ведь на узкоспециальное совещание человек может всегда поехать, но там он не получит всей широты представлений, ощущения единства мира, а это не менее важно, чем узнать свежую информацию в своей области.

(Окончание в ближайших номерах)

Ольга Тарантина