Их имена - в истории Института


13 февраля, в день 80-летия Юрия Павловича Попова, в ЛНФ состоялся общелабораторный семинар, посвященный его памяти. Коллеги, друзья, ученики вспоминали о товарище и учителе.

Открывая семинар, директор лаборатории А.В.Белушкин рассказал о научном пути Ю.П.Попова в ЛНФ, о том, как сегодня развиваются начатые им исследования, причем, не только в России, но и в Польше, Китае, Монголии. Запомнились личные качества Юрия Павловича - его исключительные мягкость, деликатность и интеллигентность. До последних дней он поддерживал контакт с лабораторией, и по мере сил старался вносить свой вклад в ее работу. "Я рад, что этот семинар состоялся, - завершил свое выступление А.В.Белушкин, - и большой поклон Юрию Павловичу!".

Научная биография Юрия Павловича началась в 1955 году в ФИАНе в группе Ф.Л.Шапиро, который исследовал характеристики только что собранного свинцового куба - спектрометра нейтронов по времени замедления в свинце. Из работ, выполненных с участием Юрия Павловича на этом спектрометре, большую известность получили исследования нейтронных реакций с вылетом заряженных частиц на легких ядрах, а наиболее значимыми стали исследования по измерению и анализу сечений радиационного захвата нейтронов. Как вспоминал в своем докладе "Свинцовый куб ФИАНа" А.А.Бергман, работавший в 1950-е годы в ФИАНе вместе с Ю.П.Поповым, полученный ими огромный массив данных по результатам измерений почти для двух десятков изотопов, вошел в мировой банк ядерных данных. Как экспериментатор Юрий Павлович умел грамотно преодолевать любые неожиданности, которые всегда возникают в эксперименте. После ухода Ю.П.Попова в ОИЯИ контакты с ним не прервались, а сотрудники лаборатории атомного ядра, стимулированные его активностью, приняли эстафету исследований в этом направлении.

В Объединенный институт Юрий Павлович был приглашен в 1961 году по инициативе И.М.Франка и Ф.Л.Шапиро, где и проработал до последних дней своей жизни, пройдя путь от научного сотрудника до заместителя директора ЛНФ по науке. В лаборатории он начал заниматься новым направлением - изучением реакции нейтрон - альфа-частица, которое стало основным в его дальнейшей научной деятельности.

С научными докладами, отражающими направления научной деятельности Ю.П.Попова в ОИЯИ, выступили сотрудники ЛНФ Ю.М.Гледенов ("Альфа-распад компаунд-состояний ядер") (на снимке), В.И.Фурман ("Реакция (n, a) и фотонная силовая функция"), А.М.Суховой ("Двухквантовые распады и новая картина гамма-распадов").

Мемориальную часть семинара открыла вдова Юрия Павловича Вера Михайловна Попова, которая рассказала о его родителях, детстве и студенческих годах. Отец Юрия служил инженером-лесоустроителем, поэтому семья кочевала по разным лесничествам Подмосковья. В 1946 году Юра с отличием окончил среднюю школу и поступил на физфак МГУ. С Верой, оказавшейся единственной студенткой, решившей также заниматься ядерной физикой, Юра познакомился в 1949. Но было еще одно общее увлечение, кроме физики - спорт. Вера бегала на длинные дистанции, занималась лыжами, Юра тоже увлекался спортом, поэтому они встречались и на спортивных сборах.

Вспоминает В.М.Попова.
После окончания университета Юру распределили на административную работу в Академию наук СССР, а Веру - на "объект Скобельцына". Она терялась в догадках, что за объект? Оказалось, ФИАН. Юра переживал, что ему придется заниматься бюрократической, а не научной работой. Но эти три года оказались по-своему полезными: Юрий Павлович познакомился со многими учеными из разных ядерно-физических центров страны, именно там он встретился с И.М.Франком и Ф.Л.Шапиро, к последнему он позже поступил в заочную аспирантуру ФИАН. А потом началась увлекательная работа на свинцовом кубе в Физическом институте, прервать которую смог только пресловутый квартирный вопрос: у Поповых было уже двое детей, но подмосковная прописка не позволяла получить квартиру в Москве, а переехав в Дубну, они сразу же ее получали.

В молодости Юрий Павлович был не очень общительным человеком, но со временем сильно изменился: его сотрудники становились друзьями и остаются друзьями семьи до сих пор. Обстановка в секторе, которым руководил Юрий Павлович, была дружеской, хотя коллектив был всегда интернациональный, но обязательно национальные праздники отмечались вместе, с национальными блюдами и песнями, с выездами на природу вместе с семьями. Он много времени уделял дочкам, а позже внукам, и чужие дети всегда тянулись к нему.

Юрий Павлович очень любил физику, и даже, уже тяжело болея, не переставал заниматься ею, и она держала его в этом мире.

А дальше выступали коллеги Ю.П.Попова по лаборатории и по туристическим путешествиям, в красках описывая различные курьезные и серьезные случаи, участниками или свидетелями которых они были. К сожалению, привести их все и полностью не позволяет газетный формат, хочу только отметить то теплое ощущение большой встречи друзей, которое возникло у меня на семинаре.

Л.Б.Пикельнер и В.А.Карнаухов
Л.Б.Пикельнер познакомился с Юрием Павловичем еще в МГУ, на той же кафедре физкультуры на Моховой. Знакомство продолжилось в Дубне и не только в ЛНФ, а и в различных совместных туристических походах и семейных путешествиях. (Тут надо заметить, что семинар получился богато иллюстрированным - Вера Михайловна показывала самые интересные фотографии из семейного архива, а многие из выступавших с воспоминаниями также подкрепляли их фотографиями.) Лев Борисович кроме фотографий из турпоходов показал уже исторические фотографии молодой Дубны: показательные выступления фехтовальщиков из сборной СССР на танцплощадке у Дома культуры, наводнение в институтской части из-за разлива Волги.

Об одном сложном походе 1973 года по горному притоку Печоры рассказал В.А.Карнаухов. Стояла сильная жара, всех одолевали комары, никаких москитных сеток, естественно, тогда не было, и Юрий Павлович придумал такую защиту: пропитать репеллентом авоськи и надеть их на головы поверх кепок и шляп. Защита получилась эффективная. А когда он после возвращения домой написал об этом путешествии заметку для газеты "За коммунизм", то название "Месяц в авоське" отвергли.

"Очень хорошо, что мы собрались сегодня вспомнить Юру, он занимает большое место в жизни каждого из нас", - подчеркнул Виктор Александрович.

В группе Ю.П.Попова работал польский физик Павел Шиманский (Лодзинский университет), который познакомился с Юрием Павловичем в 1991 году:

Юрий Павлович стал отцом ядерной физики для Лодзинского университета: четыре доктора наук в области ядерной физики - ученики Ю.П.Попова, с его помощью и благодаря сотрудничеству с ЛНФ мы создали единственную установку для ядерно-физических исследований, позволяющую нам развиваться дальше. Помню его как очень доброго, спокойного и хорошего человека. Для меня он был настоящим научным авторитетом, настоящим профессором - в Польше это слово имеет более весомое значение, чем в России.

Бывший кубинский сотрудник группы Ю.П.Попова Хорхе Риголь прислал письмо, в котором, в частности, говорится: "Я горжусь тем, что был членом команды Юрия Павловича в течение пяти лет. Он был Мастером в области исследования реакции (n,) с резонансными нейтронами... Юрий Павлович обладал талантом работать одновременно во многих направлениях. У него было еще одно необычное качество: он одинаково глубоко чувствовал эксперимент и также глубоко и основательно мог дать ему теоретическое объяснение... Остается только сожалеть, что время общения с ним было таким коротким!"

Сохранил самые теплые воспоминания о Ю.П.Попове Ю.М.Чувильский (МГУ, Москва), который особенно интенсивно общался с ним в последние годы жизни. Юрий Павлович не стал формальным руководителем его работы по исследованию одновременного нарушения пространственной четности и временной инвариантности, но регулярные совместные обсуждения, направляющие вопросы Юрия Павловича очень помогли продвижению работы. Причем, обсуждения продолжались, и когда Юрий Павлович уже болел, до самых последних дней его жизни. "Говорят, что полжизни человек работает на свое имя, а вторую половину оно работает на человека. Здесь третий случай, когда имя Юрия Павловича работало на других людей, причем, работающих в другом институте, по чужой, но чем-то приглянувшейся ему тематике..."

Воспоминаниями делится Г.А.Ососков.
Г.А.Ососков отметил такое качество Юрия Павловича, как потрясающее чувство юмора, привлекавшее к нему при всей его немногословности людей.

А.Б.Попов подчеркнул человеческое мужество, которое Юрий Павлович сохранял до своих последних дней, и напомнил об области его деятельности, связанной с такими качествами, как общительность, умение привлекать людей, большая эрудиция, - его участие в оргкомитетах различных конференций, комиссии по ядерным данным, координационном совете по ядерно-физическим константам.

Об административной составляющей деятельности Ю.П.Попова в ЛНФ рассказал В.И.Фурман - каким хорошим начальником он был, занимая должность заместителя директора лаборатории. Доверял подчиненным, и только, когда дело без его участия не двигалось, - вмешивался. Отработав положенный срок, Ю.П.Попов рекомендовал на эту должность В.И.Фурмана, но от "перемены мест" их взаимоотношения ничуть не изменились. Занимая любую должность, он был прост и доступен в общении и эффективен как руководитель.

Завершая воспоминания, Вера Михайловна Попова поблагодарила дирекцию ЛНФ и всех, кто помогал организовать семинар, - Л.Б. и Т.Л.Пикельнеров, М.В.Фронтасьеву, всех участников семинара "за чудесный вечер воспоминаний".

Ольга ТАРАНТИНА, фото Татьяны ПИКЕЛЬНЕР.