Институт - день за днем


Прошло семь лет после вывода из эксплуатации базовой установки ЛНФ - комплекса ИБР-30 и инжектора ЛУЭ-40, на которой проводились эксперименты отделом физики ядра (НЭОФЯ), обеспечившие высокий мировой рейтинг ОИЯИ в нейтронно-ядерных исследованиях. Напомним лишь о таких направлениях как изучение взаимодействия поляризованных нейтронов с поляризованными ядрами, открытие и исследование эффектов несохранения пространственной четности в нейтронных резонансах, изучение реакций с вылетом альфа-частиц и протонов при взаимодействии нейтронов с ядрами, исследования анизотропии осколков и каналов деления.

Задержка с созданием новой установки ИРЕН, предназначенной для продолжения традиционных для НЭОФЯ исследований, привело к "нейтронному голоду" и проведению выездных экспериментов в Гренобле, Лос-Аламосе, Дармштадте и других центрах. Жесткая финансовая ситуация в ОИЯИ и внутренние обстоятельства с подготовкой узлов установки ИРЕН не раз приводили к вопросу о прекращении работ по проекту. Новый 2008 год принес определенность: дирекция Института гарантировала обеспечение работ по пуску первой очереди ускорительного комплекса и нейтронно-производящей мишени, а перед НЭОФЯ поставила задачу начать на этапе пуска ИРЕН-1 физические эксперименты, которые бы продемонстрировали перспективность исследований на этой установке и стимулировали бы доведение ее параметров до проектных. Перед физиками отдела поставлена сложная задача: предложить и осуществить эксперименты на пучках ИРЕН-1, по интенсивности более чем в 100 раз уступающих светлой памяти установке ИБР-30.

5 марта прошло заседание НТС НЭОФЯ, на котором обсуждались предложения возможных экспериментов на нейтронных пучках столь низкой интенсивности. В.Н.Швецов доложил последние результаты оценок ожидаемых параметров ИРЕН-1: длительность нейтронного импульса - 200 нс, интегральная интенсивность - 1012 нейтронов/сек, частота - 50 Гц. Такие параметры установки, как показал Л.Б.Пикельнер, позволяют с имеющимися детекторами и электронной аппаратурой продолжить на пролетной базе 60 метров исследования полных сечений и сечений захвата нейтронов для тех ядер и при тех энергиях, потребности для которых сформулированы МАГАТЭ. В.Р.Ской отметил, что ИРЕН-1 позволит провести измерения выстроенности ядер в кристаллах, готовящихся для исследований нарушения Т-инвариантности в совместном эксперименте с японскими физиками.

Н.А.Гундорин рассказал об экспериментах, проведенных с помощью гамма - спектрометра КОКОС на реакторе ИБР-2, направленных на поиск объяснения эффекта несохранения пространственной четности, установленного по наблюдению вращения направления спина нейтронов при прохождении их через свинец. По оценкам докладчика перенесение спектрометра КОКОС на 10-метровую базу ИРЕН-1 позволит продолжить начатые на ИБР-2 исследования. С.Б.Борзаков обратил внимание, что спектрометр КОКОС позволит провести поиск пока гипотетического связанного состояния дейтрона, которое может проявиться при наблюдении двух-квантового перехода при захвате нейтронов протонами.

А.М.Суховой в своем сообщении продемонстрировал, что использование больших кристаллов NaI для грубой спектрометрии гамма-квантов и изучение особенностей гамма-спектров в зависимости от энергии нейтронов может позволить наблюдать в стабильных ядрах пока неизвестные нейтронные резонансы вибрационного типа. Ю.М.Гледенов предложил продолжить исследования n,- и n,p-реакций на имеющихся пролетных базах с помощью разработанных его группой ионизационных камер разного типа. Эти исследования представляют интерес для астрофизики. В заключение Ю.Н.Копач рассказал о предложении профессора МГУ Ю.М.Чувильского о постановке эксперимента по поиску нарушения РТ-инвариантности и возможностях измерения ядерно-физических констант на детекторе ПАРУС.

Обсуждение предложений проходило обстоятельно, было много вопросов и замечаний. Положительный итог - дело физиков небезнадежно. Даже при малой ожидаемой интенсивности ИРЕН-1 возможна постановка интересных экспериментов. Первые эксперименты будут выполняться на одном пучке. В течение 2009 года по мере необходимости будут создаваться возможности работы на других пучках в экспериментальном зале и павильонах. Руководству НЭОФЯ и дирекции ЛНФ предстоит определить первоочередные эксперименты и обеспечить их подготовку. Жизнь научная продолжается и это само по себе оптимистично!

А. ПОПОВ, ведущий научный сотрудник ЛНФ