Из редакционного архива


13 января страна празднует День российской печати. И хотя старое поколение газетчиков по-прежнему считает своим праздником 5 мая, новые традиции вместе с новыми поколениями уже укореняются в нашей жизни. Для коллектива нашей редакции прошлый год был юбилейным. Вместе с нами 50-летие газеты отпраздновали наши авторы и друзья. В том числе и Валерий Александрович Мамонов, известный в городе преподаватель физики, чьи фотографии в течение ряда лет украшали страницы нашего издания. Десять лет назад он обратился к нам со следующим посланием, не потерявшим, на наш взгляд, актуальность.

...На юбилее, как на любом другом празднике, - серьезное и веселое рядом. Особенно если это юбилей газеты, жизнь которой тесно связана с жизнью науки и ее двигателями - учеными. Поскольку она связана с наукой и, к ее несчастью, фундаментальной наукой, где фундаментально переплелось все - наука и жизнь, реальность и виртуальность, порой научный вымысел или недомысел корреспондента настолько тесно переплетается с мыслью ученого, что непосвященному читателю трудно разобраться, что есть что и где есть кто. А уж если читает ее ученый, то тут вообще все непредсказуемо.

С учеными вообще морока. Хорошо если он сам написал статью. А если дал интервью? Читает, к примеру, ученый муж свое интервью в газете, и ему бы в родильное отделение срочно от того, что он читает, а он нет. Он скрупулезно начинает разбираться, что же тут произошло. То ли он за двадцать лет исследований чего-то не доглядел, то ли корреспондент увлекся и подсказал ему гениальную догадку. И тут газета не просто чтиво, а становится одним из генераторов идей, открытий. Она становится еще одной базовой установкой ОИЯИ. И потому я предлагаю ввести финансирование газеты отдельной строкой в бюджете ОИЯИ. При этом снять один процент налога со всех открытий и изобретений ОИЯИ за сорок лет и передать газете - это позволит ей не только решить все проблемы, но и озаботиться по поводу будущих проектов. Причем научные открытия, которые были предвосхищены и сделаны на страницах газеты, настолько всем понятны, что никому не пришло в голову за сорок лет перевести ее на другие языки. Язык науки, содружества и прогресса оказался всем доступен и понятен. Особенно ученым.

Заслуга в этом принадлежит коллективу газеты. Ее сотрудникам и редакторам. О них бы надо говорить отдельно и долго, потому что это интересные люди, без которых не было бы сегодня газеты "Дубна: наука, содружество, прогресс".

...Моя роль маленькая. Я был, как скажет Туманов, - пишущий фотокорреспондент. Было время, когда я действительно много снимал для газеты. Газета сыграла большую роль в моем формировании как фотокора. Сколько было разговоров с Кабановой, Гиршевой, Молчановым. И хотя в силу разных обстоятельств моя связь с редакцией ослабла, я до сих пор с удовольствием открываю газету и вижу не только ее прогресс, но и то, что она по-прежнему интересна и актуальна и не пожелтела в наше время трудностей и соблазнов.

(Дубна, ноябрь 1997 года)