Из дальних странствий
Маршрутами русского Севера
Первую половину января я провела на русском Севере. И в прошедшее Рождество посетила Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 140 км от Архангельска и в 90 км от Холмогор.
Эту древнюю обитель основал в 1520 году преподобный Антоний. Монастырь расположен на узком озерном полуострове. Озера, как жемчужины, нанизанные на нитку, соединяются рекой Сия, которая течет мимо монастырских стен. Сия и дала название монастырю. Озера же входят в состав Большого Михайловского озера.
Эту древнюю обитель называют еще Малыми Соловками из-за сходства в очертаниях со знаменитой Соловецкой крепостью. В начале 17-го века в обители отбывал ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Романова, основателя царской династии. Здесь Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принял постриг с именем Филарет, а позднее стал Патриархом Московским и Всея Руси.
Монастырь являлся духовным центром русского Севера. После революции он был закрыт и разграблен. Здесь размещались и дом отдыха, и дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых, и пионерский лагерь и, в конце концов, - дача Архангельского облисполкома. В 1991 году экскурсионная группа Дома ученых, путешествуя по Северу, посетила эту обитель, находившуюся в запустении и разрухе. В 1992 году монастырь был передан Русской православной церкви.
Прошло 15 лет. Монастырь возродился. Он возвышался как "белый лебедь" среди белоснежных просторов замерзших озер. Монах Георгий любезно провел с нами экскурсию. С осени 1995 года здесь возродилась иконопись. На средства фонда имени Андрея Рублева восстанавливается храм-колокольня Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. Ремонтируется пятикупольный Троицкий собор, одно из первых монументальных каменных сооружений Севера. Экскурсия носила частный характер и закончилась праздничной трапезой, на которую нас любезно пригласил настоятель монастыря архимандрит Трифон (на снимке). О нем хочется сказать несколько теплых слов. Он был назначен настоятелем спустя год после передачи монастыря церкви и страшного пожара. Много сил, умения, организаторских способностей вложил настоятель Трифон в возрождение обители. В монастыре сейчас уже около ста послушников.
Возрождается духовно-просветительская, социально-благотворительная и миссионерская деятельность. С 2000 года выходит газета "Духовный сеятель", печатается альманах "Сийский хронограф". Пользуется известностью монастырская библиотека. Ныне монастырь имеет пекарню, конюшни, животноводческую ферму, теплицы, сенокосы, механическую и столярную мастерские.
На трапезе за столом были наисвежайшие продукты, приготовленные в монастыре: творог, сметана, различные сыры, семга. Монастырь принимает паломников. Построена красивая деревянная гостиница. Я передаю приглашение настоятеля Трифона дубненцам посетить сию прекрасную древнюю обитель.
И еще. Несколько лет назад я сопровождала экскурсионную группу Дома ученых по маршруту Великий Устюг - Каргополь. Недалеко от Каргополя мы посетили развалины Александро-Ошевенского монастыря. Сейчас же Ошевенский монастырь становится известным далеко за пределами Каргополя. В купе поезда Москва - Архангельск ехал молодой военный, выпускник Военно-космической академии имени Можайского, получивший назначение на Дальний Восток. У него отпуск, едет до станции Няндома. Я просила: "Что же вы там будете делать?". Оказалось, что он и его два друга едут поработать в Ошевенском монастыре. А от железнодорожной станции Няндома до Каргополя рукой подать. Кстати, по приезде я прочла в местной газете: "Постоянными паломниками в Ошевенском монастыре стали выпускники и курсанты Военно-космической академии имени Можайского, некоторые из них собираются связать свою дальнейшую жизнь с возрождением Каргополья". К слову, на помощь в восстановлении Александро-Ошевенского монастыря приезжают трудиться добровольцы из Москвы, Онеги, Карелии...
Любовь ЛОМОВА