Интервью в номер


Академик-секретарь Отделения ядерной физики Академии наук СССР Моисей Александрович Марков любил рассказывать, как вместе с С.И.Вавиловым и В.И.Векслером приезжал в Дубну, когда на месте ускорителя не было ничего, кроме проволочного ограждения вокруг будущей строительной площадки. Но уже тогда Векслер убежденно говорил: "Будет ускоритель, будет экспериментальный зал, лабораторный корпус, мастерские". Много лет спустя у входа в лабораторный корпус, в котором был кабинет первого директора лаборатории, а точнее весной 96-го, была торжественно открыта мемориальная доска, удостоверяющая, что в этом корпусе работал выдающийся российский ученый академик В.И.Векслер.

Владимиру Иосифовичу посвящен ряд материалов, которые мы публикуем на страницах сегодняшнего номера.

А что знают о нем молодые ученые, работающие в лаборатории, которая носит имена В.И.Векслера и А.М.Балдина? На этот вопрос сегодня отвечает младший научный сотрудник ЛВЭ Дмитрий Дряблов. Область его научных интересов - исследования кумулятивного рождения частиц и поиск экзотических ядер на нуклотроне.

- Прежде чем ответить на вопрос газеты, я поговорил с некоторыми знакомыми ребятами в нашей лаборатории - о заслугах Векслера они знают, есть много литературы на этот счет. Можно, допустим, почитать о его научной и общественной деятельности в книге "Владимир Иосифович Векслер" (издательский отдел ОИЯИ, редактор-составитель М.Г.Шафранова, 2003 год), которую можно найти на институтском сайте, а на сайте нашей лаборатории собраны воспоминания разных людей, публикации, фотографии и фильмы, посвященные Векслеру.

Из людей, работавших с Векслером, я знаю Владимира Николаевича Пенева, который занимался в то время лямбда-гиперонами вместе с Евгенией Николаевной Кладницкой, Виктора Викторовича Глаголева, участвовавшего в первых экспериментах на синхрофазотроне, работающих сейчас в Лаборатории физики частиц Игоря Анатольевича Голутвина и Игоря Алексеевича Савина. Все они сохранили самые добрые воспоминания о первом директоре.

В принципе, благодаря своим идеям и организаторским способностям, Векслер заложил основы для изучения релятивистской ядерной физики, которая стала развиваться в лаборатории под руководством А.М.Балдина, дал импульс развитию новых методов ускорения. В глазах моих ровесников это был величайший человек, и хорошо бы в нашей лаборатории, может быть, в его кабинете, создать мемориальный музей. Тогда молодежь, которая устраивается на работу в лабораторию, можно было бы первым делом приводить именно сюда, чтобы молодые люди испытывали гордость за то, что они работают в лаборатории, где творил такой великий человек.