Молодежь и наука
Пятая зимняя школа по теоретической физике
5 февраля завершила работу V Зимняя школа по теоретической физике, проходившая в рамках постоянно действующей научно-образовательной программы "Дубненская международная школа современной теоретической физики (DIAS-TH)". В этом году она была посвящена теме "Введение в теорию фундаментальных взаимодействий - суперструны, конформная теория поля, супергравитация". Как и в предыдущие годы, в Дубну приехали студенты старших курсов и аспиранты из ведущих вузов и научных центров России и СНГ. Особенно представительной была делегация украинской научной молодежи, что в значительной мере определялось существенной поддержкой школы со стороны руководства ИТФ имени Н.Н.Боголюбова НАН Украины. Авторитет школы с каждым годом растет и за счет четко организованного учебного процесса, интересных лекций и дискуссий, и благодаря хорошим условиям, в которых находятся слушатели. В этом значительная заслуга оргкомитета школы во главе с ректором DIAS-TH профессором А.Т.Филипповым и дирекций ОИЯИ и ЛТФ. За эти пять лет накоплен опыт, проанализированы просчеты и сложилось понимание того, как развиваться дальше. Об организации школ в ЛТФ мы попросили рассказать члена оргкомитета, ученого секретаря лаборатории В.И.Журавлева:
Эта школа стала уже традиционной, она пятая по счету, и в дальнейшем эта традиция будет продолжена. Каждый год меняется тематика школы, причем мы специально проводим ее, в отличие от летней, на русском языке. Это не значит, что мы не приглашаем участвовать слушателей из стран-участниц, но оргкомитет считает, что одна русскоязычная школа должна быть. Почему это важно? Ребята, приезжая на эту школу, стремятся углубить и расширить свои знания по теоретической физике, а вот языковая подготовка у всех разная, поэтому, слушая лекции на русском языке, они лучше понимают материал, им легче участвовать в дискуссии. Это существенный компонент образовательной программы. Ежегодно мы проводим пять-шесть школ, тематика которых достаточно широкая и, конечно, связана с исследованиями, проводимыми в ЛТФ. Рабочий язык наших школ, кроме зимней, - английский.
В этом году на школе присутствовали слушатели, которые уже не первый раз приезжают к нам: это, можно сказать, - ядро школы. Мы получили финансовую поддержку РФФИ, есть на будущее конкретные договоренности с другими научными фондами, так что мы с оптимизмом смотрим в будущее - образовательные программы будут развиваться. Проведение школ выявило и такой момент - в системе общественного питания ОИЯИ и Дубны не предусмотрена возможность в субботу и в воскресенье сравнительно недорого поесть. В городе это вообще проблема, поэтому нам самим приходится "изобретать" обеды в буфете ЛТФ. Поскольку поток молодежи в последнее время увеличился и в УНЦ, и к нам на школы, проблему с питанием надо решать, на мой взгляд, централизованно.
Одна из трудностей, которую приходится учитывать каждый раз при проведении подобных школ, - разный уровень слушателей. О том, как методически подойти к решению этой проблемы, поделился с нами профессор В.В.Нестеренко:
Мы рассчитываем на средний уровень понимания: если посмотреть программу, то вы увидите, что мы читаем в основном вводные курсы с последующей конкретизацией на семинарских занятиях. Мы используем и такой подход - обсуждаем с другими преподавателями, кто какие вопросы в своих лекциях рассматривает. После меня, например, лекцию читает А.Владимиров, мы с ним договариваемся о том, что надо прояснить, в чем не повторяться и т.д. Это дает возможность слушателям лучше усвоить материал, тем более если они прослушают три-четыре курса подряд. После обеда проходят семинарские занятия, на них лектор, как правило, решает задачи, выводит формулы, и продолжается обсуждение материала лекции. Конечно, видно, что некоторым студентам трудновато, но одно то, что они приехали в свое каникулярное время за знаниями в Дубну, вызывает уважение и желание дать им как можно больше.
Закрывая школу, заместитель директора ЛТФ профессор А.С.Сорин, один из организаторов и лекторов, поблагодарил слушателей за активную работу на лекциях, семинарах и, конечно, профессоров школы, среди которых известные ученые из ИТЭФ и ФИАН: Э.Т.Ахмедов, А.В.Маршаков, А.С.Лосев, И.Ю.Типунин, а также из ОИЯИ: А.А.Владимиров, Е.А.Иванов, А.П.Исаев, В.В.Нестеренко, С.З.Пакуляк, М.В.Савина, А.Т.Филиппов. Большая работа была проведена оргкомитетом, особо следует отметить И.А.Смирнову и Н.М.Докаленко.
А теперь слово тем, для кого проведена вся эта большая и полезная работа, - слушателям школы:
Вячеслав Диденко и Алексей Матвеев, аспиранты ФИАН (Москва): Как попасть на школу? Очень просто. Обычно вывешивается объявление, ты посылаешь заявку, и, если твоя кандидатура подходит, пригласят. Нужна просто личная заинтересованность и инициатива. Школа нам понравилась, уровень лекций, с одной стороны, высокий, а с другой, - доступный. Конечно, что-то нравится больше, что-то меньше, но в целом, тематика подходит к тому, чем мы занимаемся сейчас в науке, поэтому сюда и приехали. Состав этой школы, как почти всех, достаточно пестрый, есть ребята, которые мало что понимают, но это нормально. Когда-то и мы сидели - "глазами хлопали", но школа расширяет, безусловно, научный кругозор, даже если какие-то методы не освоишь, будешь представлять, где почитать, в каком направлении размышлять.
И просто общение - это тоже важно - подойти и побеседовать с профессором, выяснить вопросы. Работать дальше собираемся в Москве, физика очень нравится, мы считаем, что ее ресурс как науки далеко не исчерпан, впереди много нового и интересного. Хотя сейчас в теории поля много различных мнений - кто-то говорит, что здесь тупик, кто-то считает - наоборот. Это как раз и свидетельствует о том, что будет какой-то прорыв, уж в теории поля точно.
Глобальным проблемам и перспективам физики была посвящена на этой школе лекция А.С.Лосева, такие лекции дают ориентиры.
Почему мы не стремимся уехать за границу? Как правило, уезжают со студенческой скамьи, а те, кто, как мы, "засиделся" в аспирантах, остаются дома, если есть, где жить. У нас уже определились научные интересы, и перспектива на несколько лет вперед просматривается.
Наталья Цирова, аспирант Самарского государственного университета: Я на зимней школе уже второй раз, в Дубне иногда бываю, мне здесь нравится. Я с удовольствием посещаю разные школы, даже если тематика не совсем совпадает с тем, чем я занимаюсь. Я считаю, что преподаватели здесь работают с большой самоотдачей, стараются донести до нас материал и охватывают большой круг проблем. Атмосфера мне тоже очень нравится - доброжелательная, демократичная, можно задавать вопросы не только после лекции, но и в процессе, если что-то не понятно. Отдельная возможность все выяснить - это семинары и дискуссии, там вообще не скупятся на подробности. Школа стимулирует и к дальнейшей работе, хочется пойти в библиотеку, что-то дополнительно почитать. В будущем собираюсь защитить диссертацию и работать в Самаре, так как город мне очень нравится, но надеюсь бывать в командировках в Дубне - это для меня всегда событие.
Вадим Поганян, сотрудник Ереванского госуниверситета: Я, можно сказать, случайно попал на эту школу, просто нахожусь в командировке в Дубне и решил совместить. Я научный сотрудник, кандидат наук, занимаюсь интегрируемыми моделями в квантовой теории поля, решил поучаствовать в школе, чтобы расширить свой научный кругозор. Очень многое из того, о чем здесь идет речь, мне уже известно, но, тем не менее, всегда полезно "сверить часы".
Похоже, что "сверяли часы" и те, кто только ступил на путь научного поиска - студенты, бакалавры и магистры азартно в своем кругу что-то обсуждали после лекций, во время перерывов на кофе, по дороге в гостиницу. Ведь общение друг с другом не заменят электронная почта и Интернет, так же как не заменит живой диалог с профессором дистанционное обучение.
Надежда КАВАЛЕРОВА