Проекты XXI века


В начале февраля в Пекине прошли заседания исполнительного комитета GDE (международной группы по подготовке проекта ILC), в которых приняли участие главный инженер ОИЯИ член-корреспондент РАН Г.Д.Ширков и заместитель главного инженера Г.В.Трубников, а также заседания Международного комитета по будущим ускорителям (ICFA), в работе которого участвовал вице-директор ОИЯИ профессор Рихард Ледницки. Об этих заседаниях рассказывает Рихард ЛЕДНИЦКИ.

Международный комитет по ускорителям будущего был создан в рамках Международного союза чистой и прикладной физики для координации усилий мирового сообщества по развитию физики и техники ускорителей. В него входят ведущие эксперты в этой области и руководители ведущих научных центров в области ядерной физики и физики частиц. На заседании в Пекине, кроме собственно ускорительной тематики, были рассмотрены проблемы развития компьютерной связи, что представляется особенно важным накануне запуска Большого адронного коллайдера в ЦЕРН.

Из докладов директоров крупнейших физических центров мира следовало, что их сегодня в первую очередь заботит наполнение бюджета. Заметно уменьшилось финансирование фундаментальных физических исследований в США, в таких условиях трудно планировать новые проекты. То же самое во Франции, и те же трудности с долгосрочным планированием. Пожаловался на недостаток средств и генеральный директор ЦЕРН Р.Эймар - фактически, весь огромный, по нашим меркам, бюджет этой международной организации "съедает" LHC.

На этом фоне гораздо оптимистичней прозвучали результаты и прогнозы в докладе нашего китайского коллеги - директора ИФВЭ в Пекине, члена Ученого совета ОИЯИ Чен Хе Шена. Он рассказал о запуске модернизированного электрон-позитронного коллайдера в Пекине. Он работает на энергиях, позволяющих изучать распады джи-пси-частиц, и обладает рекордной в мире светимостью. На этой установке можно проводить исследования по прецизионной спектроскопии резонансных состояний, и с этой целью сооружается электромагнитный калориметр, который позволит с большой точностью регистрировать фотоны. В Гонконге, где до сегодняшнего дня не проводилось никаких ядерно-физических исследований, приступили к осуществлению проекта по трансмутации ядерных отходов. Надо сказать, что наши китайские коллеги тесно сотрудничают с учеными и специалистами ИЯФ СО РАН имени Будкера, откуда началось победное шествие по миру технологий ускорения встречных электрон-позитронных пучков.

В коротком докладе, который я представлял от ОИЯИ, тоже прозвучала оптимистическая нота: в прошлом году мы отметили 50-летний юбилей, а начиная с этого года финансирование наших исследований начинает увеличиваться. Новая дирекция, как констатировала 101-я сессия Ученого совета, своей главной задачей считает концентрацию усилий на главных направлениях исследований, сформулированных в так называемой "дорожной карте" - долгосрочной научно-исследовательской программе. Я перечислил самые яркие научные результаты, полученные коллективом Института в прошлом году в области релятивистской ядерной физики и физики частиц, ядерной физики и физики конденсированных сред. ОИЯИ активно участвует в выездных экспериментах по физике частиц на крупнейших ускорителях в ЦЕРН, США и Германии, но наряду с этим у нас есть планы модернизации и развития собственных базовых установок, повышения их конкурентоспособности. На базе ускорительного комплекса нуклотрона предполагается построить ионный коллайдер NICA, нацеленный на поиск так называемой смешанной фазы горячей материи. И если этот проект будет реализован к 2013 году, мы на два года опередим своих немецких коллег, которые также планируют подобные исследования. Кстати, свою заинтересованность в развитии этой тематики проявили ученые и Германии, и США.

Ученые и специалисты нашего Института активно включились в работы по проекту ILC, которому было посвящено основное время пекинских заседаний. В соответствии с решениями Ученого совета мы не только принимаем в нем участие, но и претендуем на размещение международного линейного коллайдера в нашем регионе. На 2007 год открыта соответствующая научно-исследовательская тема, которая включает в себя порядка десяти направлений проведения физико-инженерных работ. В Институте создано три группы - по ускорительной физике и технике, по детектирующим системам, по физическим программам. Вместе с коллегами из Новосибирска и Нижнего Новгорода наши специалисты уже ведут разработки прототипа фотоинжектора электронов, вместе с коллегами из Санкт-Петербурга и институтов РАН - высокочастотных ускоряющих систем, в сотрудничестве с учеными и специалистами Пизы, Милана, Гамбурга участвуют в разработке криомодулей и систем криогенной диагностики.

Итоги совещаний были подведены 8 февраля на пресс-конференции. Рабочая группа под руководством профессора Бари Бариша в США подготовила концептуальный доклад GDE о проекте ILC и на этом завершила свою работу. Директорат проектной группы, в который вошли известные ученые из стран, потенциально готовых участвовать в создании ILС, и исполнительный комитет, куда от России входят академик А.Скринский (ИЯФ имени Г.И.Будкера, Новосибирск), член-корреспондент РАН М.Данилов (ИТЭФ, Москва) и член-корреспондент РАН Г.Ширков, будут и далее координировать всю работу большого международного сообщества. Причем, профессор Р.Эймар и некоторые его коллеги подчеркивали, что чем раньше будет определено место строительства ILC и начнется международное финансирование проекта, тем успешнее пойдут работы.

Как уже сообщалось в нашей газете, сегодня на размещение комплекса ILC претендуют Германия, США, Япония, ЦЕРН и ОИЯИ. Из контекста некоторых выступлений следовало, что весьма серьезно намерены играть на этом поле представители Японии и США. Профессор А.Вагнер, представлявший DESY (Германия), сказал примерно так: "Мы все еще в игре, но сейчас еще не время...". Дело в том, что в Германии и в ЦЕРН сегодня осуществляются столь крупные проекты, что они не могут претендовать на новое большое финансирование. За нами (Дубной) - заявленная на высшем уровне правительственная поддержка в России и тщательно проработанные технические условия размещения ускорительного комплекса.

Короткого времени, проведенного в Китае, конечно, было недостаточно, чтобы оценить всю самобытность и увидеть достопримечательности этой древней страны. В столице ведется активная подготовка к Олимпийским играм - в районе площади Тяньаньмэнь строится Олимпийская деревня, сносятся старые здания... Планировка - строго с севера на юг, так что ориентироваться в городе легко. Единственная линия метро тянется вдоль главной городской магистрали примерно на 20 километров, малое кольцо метрополитена охватывает центр Пекина. Средние зарплаты сравнимы с российскими, а цены примерно в два раза ниже. Например, в центре города я пообедал за 12 юаней, это около сорока рублей. Физики в привилегированном положении по сравнению с российскими, их зарплаты гораздо выше. Уровень жизни в Китае за последние годы значительно вырос, автомобилей на улицах значительно больше, чем велосипедов. А традиционная культура, национальные обычаи всемерно поддерживаются, в чем мы убедились на ярком и красочном цирковом представлении группы Чаоянг.

Материал подготовил Евгений МОЛЧАНОВ