Художники Дубны


Выставка, приуроченная к 70-летию дубненского художника Юрия Мешенкова, экспонируется в выставочном зале Музея истории науки и техники ОИЯИ.

Это уже пятая персональная выставка на счету мастера, которого называют певцом Дубны. Выпускник Федоскинского художественного училища и Московского полиграфического института (окончил факультет художественного оформления печатной продукции), Юрий Георгиевич с 1961 года работает в Дубне. Достиг почти совершенства в непростом жанре научного плаката, где мастерство художника, точность замысла и средств его воплощения, вплоть до выбора доминирующего тона и его оттенков, подчинены одной многокомпонентной задаче: изобразительными средствами передать захватывающую экспрессию научного поиска, значение науки в жизни общества, неординарность личности ученого-творца. Авторский плакат становится знаковым обозначением, своего рода эмблемой самых представительных научных конференций и симпозиумов, других важных событий в жизни научного сообщества, и не случайно в Объединенном институте ядерных исследований эту работу доверяют именно Юрию Мешенкову. Не случайно именно он стал автором и нового герба города науки Дубны.

Но главной и непреходящей любовью художника остается дубненская, приволжская природа, неброские на вид русские пейзажи, пленяющие душу истинностью красоты и неистребимым, чисто есенинским чувством родины.

У Юрия Мешенкова нет необходимости подписывать свои полотна: запечатленные на них уголки знает каждый, но, увиденные художником, вдруг открывает для себя заново.

- С каждой выставкой Юрия Георгиевича видишь, что его творчество становится все интереснее и интереснее, каждый раз находишь новое и в сюжетах, и в живописном подходе, - отмечает заслуженный художник России Юрий Сосин. - Не каждый из нас, художников в городе, умеет так любоваться неприметными, на первый взгляд, уголками, мимо которых, кажется, прошел бы и не заметил. Он не проходит, он это пишет и пишет прекрасно. Я уж не говорю о типических свойствах художника, таких как пастозность, мазок, движение, экспрессия - работы очень интересные.

У профессионального фоторепортера и фотохудожника, такого как Юрий Туманов, глазами которого мир видит Дубну, взгляд особенно зорок, но и он, человек, который много раз заставлял людей восхищенно любоваться остановленным мгновением, находит на открывшейся выставке новое для себя:

- Юра очень интересные работы сделал, просто неожиданно интересные. Посмотрите, например, вот на этот зимний пейзаж, как выстраивается: вроде бы простенькая работа, а она вся светится - снег белый, а окна светятся, теплый такой свет... Самое главное, что в каждой работе есть его отношение к природе, которую он рисует. Он очень ее любит.

Эта новая красота, увиденная в обыденном, и заставляет подолгу останавливаться перед тем или иным полотном, хранящим ту особенную Дубну, которую мы все помним и любим, не смиряясь с ностальгическим чувством потери: вот деревенский домик в Ратмино, с его патриархальной прелестью, - его уже нет, на этом месте стоит безликий новорусский коттедж. Вот тополиная аллея за гостиницей у "Тополька": сколько раз пробегали мимо нее, не замечая, и вдруг замираем, потрясенные выразительностью и стройностью этой живой колоннады. При том остервенении, с коим сегодня изводят тополя в Дубне, в скором времени и она может остаться лишь на холсте художника...

Как рассказывает сам Юрий Георгиевич, пишет он не сразу: ходит, смотрит - может быть, несколько дней, неделю, две, "укладывает" увиденное в душе. И только потом, когда все созрело, приходит и быстро воспроизводит это на холсте:

- Я просто переписываю на холст то, что уже отложилось в душе, - говорит он. - Я уже не могу это не делать: вот сейчас хожу, а у меня в душе картин пять-шесть лежат, как только поймаю нужное освещение - все напишу.

- Кроме всего прочего, это еще и история Дубны, которую вы сохраняете для людей? - задаю вопрос.

- России, - уточняет художник.

Преувеличения в этом нет.

Вера ФЕДОРОВА, фото Юрия ТУМАНОВА.