Концерты, экскурсии
У камелька... в библиотеке
Хотя эта пьеса из "Времен года" П.И.Чайковского и не прозвучала вечером 1 февраля в универсальной библиотеке ОИЯИ, сама атмосфера встречи была удивительно созвучна произведению великого русского композитора. Искры новогодних гирлянд словно бы переносили нас к зимнему камельку, и отблески его огня мерцали на стенах, книжных полках, наполняя сердца уютом и теплом...
"Падает снег" - так назвали свой вечер сотрудники библиотеки Ольга Трифонова, Ирина Леонович и Наталия Коряко, лауреаты городского конкурса "Муза-2006". Программу литературно-музыкальной композиции составили стихи дубненских поэтов и песни на эти стихи в исполнении И.Леонович и О.Трифоновой, проиллюстрированные зимними пейзажами работы известных дубненских же фотохудожников. Заполнившая читальный зал аудитория тепло принимала исполнителей, благодарно отзываясь на чуткое прочтение поэтических строк, перекликающихся с образным строем зимних фотосюжетов.
Под стать высокому эмоциональному накалу представления были и благодарные слова авторов, чьи стихи прозвучали в финале вечера, - Генриха Варденги и Сталины Папазовой, - на сей раз в авторском исполнении.
Е. М.
В гостях у Шаляпина и Глазунова
Дом ученых организовал поездку в Музей Ф.И.Шаляпина. В этом доме Федор Иванович прожил немногим более двадцати лет (с 1910 по 1922), а большую часть жизни провел в Европе и Америке. Это был великий человек - в прямом и переносном смысле. Рост выше 190 см, красивый, статный, с голосом широчайшего диапазона. А уж сравниться с ним в исполнении русских народных песен не мог никто, потому что сам он родом из крестьянской семьи и песни, которые так задушевно и колоритно пел всю свою жизнь, впитывал с детства. Необычайно выразительным был и драматический талант, который проявился во множестве исполненных им оперных партий.
В доме, где организован музей, до 1947 года жила первая жена Ф.И.Шаляпина, которая сохранила этот дом со всем имуществом. От первой жены у Федора Ивановича было шесть детей, много детей было и во втором браке. Самый глубокий след в жизни отца оставил Борис Федорович, замечательный художник-портретист. Он создал множество портретов отца и его близких.
Экскурсия была организована очень грамотно и по-современному. Нашим гидом была сотрудница музея, ее рассказ был чрезвычайно ярким и образным. Осмотрев личные вещи, картины Коровина, Серова, Исупова и других художников "абрамцевского кружка", которые были друзьями Федора Ивановича, мы услышали в его исполнении арии и русские народные песни и увидели редчайшие кинокадры, запечатлевшие богатую мимику и выразительную пластику движений, которые были характерны для гениального русского певца.
Большая часть наших экскурсантов посетила также Галерею Ильи Глазунова. Четыре этажа этого здания, которое можно сравнить с храмом, заполнены масштабными полотнами, национальными по духу и историческими по содержанию. В этот музей надо приходить с детьми, потому что история страны представлена здесь в ярких и драматических образах. Кисти Ильи Глазунова принадлежит более шести тысяч картин, и он продолжает активно работать. Его исторические панно отражают целые эпохи жизни русского народа, а художник не скрывает свою боль, свой сарказм, свое личное отношение к этой истории. Нашествие Батыя, октябрьская революция, отечественная война - во всех этих переломных вехах истории сострадает художник народу, русской душе, которая все смогла пережить.
Кроме картин, представленных в этом прекрасно оформленном музее, привлекают внимание посетителей собранные И.Глазуновым коллекционные экспонаты, деревянные скульптуры, иконы, мебель, оружие, ставшие моделями исторических полотен. Так философские идеи дополняются и закрепляются предметным рядом.
Станислав ПЛЯШКЕВИЧ
"Цвет Неувядаемый"
В галерее комплекса Храма Христа Спасителя до 14 февраля работает выставка "Цвет Неувядаемый" - собрание иконописных ликов Божией Матери. Это основа будущего музея икон Божией Матери, который должен открыться в Подмосковье в конце нынешнего года. Здесь выставлены иконы в хорошем состоянии, разных размеров, писанные в разные века. Мне показалось, что некоторые образа, выполненные в 19-20-м веках, напоминают по стилю западноевропейские изображения Мадонны. Наряду с другими особенно запомнилась икона Порт-Артурской Божией Матери в честь Русского воинства, датированная 1906 годом. Размером она 30х20 сантиметров, Божия Матерь изображена в полный рост, держит в руках полотно с изображением головы Христа в тернистом венце и с каплями крови...
Антонин ЯНАТА