Факт и комментарий


В конце декабря прошлого года на расширенном совещании дирекции ОИЯИ были подведены некоторые итоги инновационной деятельности. Можно ли признать их удовлетворительными и в чем, а если нельзя - что надо сделать в этом году для продвижения вперед? Что мы имеем в виду, когда произносим слова "инновационный пояс" и особая экономическая зона? Почему нет каких-то явных и видимых результатов сотрудничества с АФК "Система" и другими бизнес-партнерами Института? На эти вопросы сегодня отвечает помощник директора ОИЯИ по инновационному развитию А.В.РУЗАЕВ.

Начну с главного. Во-первых, правительством принято решение о создании ОЭЗ в Дубне. Во-вторых, руководству Института удалось четко определить место и роль ОИЯИ в создании ОЭЗ, сформулировать и в определенном смысле навязать свою позицию государственным структурам и бизнесу. Далее, мы выстроили логически все элементы инновационной инфраструктуры, которая должна быть создана в Дубне, и теперь все стороны разговаривают на одном языке. Наконец, сильно поменялся менталитет участников инновационного процесса: от иллюзий по поводу больших денег, которые обязательно должны "упасть" на наши прикладные разработки, - в сторону более реалистичного отношения.

Может показаться, что этого слишком мало, но мировой опыт убедительно показывает, что без таких изменений ничего не происходит. Благоприятные условия для инноваций в России не существовали - за исключением солидного научного задела не было ничего; государство и бизнес этим не занимались, не хотели и не знали, что и как делать вместе. И все это было не в далеком прошлом, а всего три года назад. Если сравнить, что писалось и говорилось после того, как в начале 2004 года В.В.Путин поручил правительству ускорить создание технопарков и особых экономических зон, и какие решения приняты тем же правительством сейчас, то прогресс колоссальный.

Теперь о более конкретных вещах. Со строительством инфраструктуры особых зон вышла серьезная заминка. Она во многом была связана с долгим отсутствием руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), хотя бюджетные средства на эти цели своевременно поступили в специально созданное государственное ОАО "Особые экономические зоны". Фактически, работы по проектированию объектов в Дубне были начаты только по инициативе руководителя территориального управления РосОЭЗ А.А.Раца и при небольшой финансовой поддержке областного правительства. Для того, чтобы ускорить строительство особых зон, Г.О.Греф перед новым годом посетил Дубну и Зеленоград, представив нового руководителя РосОЭЗ М.В.Мишустина. Судя по тому, с какой интенсивностью в январе проходят различные совещания, дело, действительно, сдвинулось с мертвой точки.

Как известно, в сферу компетенции Института входит прежде всего правобережный участок, который проектируется для реализации разработок в области ядерно-физических технологий. ОИЯИ совместно с АФК "Система" осуществил подготовительную работу в партнерстве с немецким обществом Fraunghofer по созданию на этом участке административно-офисного центра "Дубниум" на основе Cybernarium - системы современных технологических и архитектурных решений. В конце января генеральный директор компании "Дубна-Система" И.Ф.Ленский провел в ФРГ переговоры, которые позволят приступить к проектированию центра. По нашему мнению, он может стать "визитной карточкой" особой зоны.

На левом берегу территориальное управление РосОЭЗ рассматривает возможность создания так называемого "города здоровья" - в Европе существует сеть подобных центров, они называются "Biocity". В этом проекте, который планируется как многофункциональный международный медико-исследовательский центр, участвуют АФК "Система", группа компаний "Конти", ОИЯИ и другие партнеры. По ряду причин Российский центр программирования перестал быть первоочередной задачей, хотя IT-компании, безусловно, будут представлены в ОЭЗ.

Параллельно за счет государственных средств будет создаваться инженерная, транспортная и социальная инфраструктура обоих участков, строиться жилье с тем, чтобы через два - два с половиной года ОЭЗ "Дубна" могла принять значительное количество компаний-резидентов.

Резиденты - это те фирмы, которые и будут заниматься в особой зоне технико-внедренческой деятельностью, реализовывать инновационные проекты. Сейчас отбор их достаточно строгий, пока всего две компании в Дубне получили этот статус. Первым резидентом Г.О.Греф утвердил ОАО "Дубна-Система", созданное с участием Института, и ООО "Люксофт", но на подходе "Апатэк", "Аспект" и другие. РосОЭЗ отдает предпочтение фирмам, которые на старте смогут за свой счет построить на участках производственные модули. За дубненскими резидентами-"дочками" стоят крупные материнские корпорации - АФК "Система" и IBS, а уже во вторую очередь будут получать регистрацию более мелкие резиденты, для развития их бизнеса достаточно арендовать офисы и лаборатории. Каждый из них должен приходить в зону с бизнес-планом конкретного инновационного проекта.

Так, "Дубна-Система" реализует проект "Центр ионно-плазменных технологий", основанный на разработках Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. Кроме того, Институт с помощью своих партнеров намерен создать в ОЭЗ такие кластеры, как Центр радиационной медицины (здесь в стадии формирования находится совместная компания ОИЯИ и бельгийской фирмы IBA), Центр технологий для атомной энергетики и некоторые другие. Очень важно уже сейчас, в период, когда развернется строительство инфраструктуры особой зоны, подготовить максимально возможное количество потенциальных резидентов - как выражается А.Н.Сисакян, "вырастить рассаду", используя в этих целях технологические и территориальные возможности ОИЯИ. Одновременно мы начали интенсивно привлекать партнеров из стран-участниц Института.

Все, о чем речь шла до сих пор, - это первый, базисный производственно-технологический уровень инновационной инфраструктуры. Без него развитие невозможно, но также невозможно оно и без остальных уровней.

Экспертно-консалтинговые услуги позволяют авторам и разработчикам более четко оценить и защитить права на интеллектуальную собственность, сориентироваться в стоимостных параметрах создаваемого продукта, в его рыночных перспективах, грамотно выбрать организационно-правовую форму предприятия, разработать бизнес-план проекта. Мы постарались здесь использовать максимум возможностей. При совете директоров "Дубна-Система" создан научно-экспертный совет с участием ведущих специалистов ОИЯИ и других предприятий города, привлекаем мы для оценки проектов соответствующие службы АФК "Система". В 2006 году Институт выиграл два конкурса на создание центра коммерциализации технологии - один в рамках проекта EuropeAid (организаторы Евросоюз и РАН), другой по программе Роснауки. Ряд сотрудников прошли качественное обучение у европейских специалистов в области юридической защиты, маркетинга, бизнес-планирования и т.д. В качестве продолжения с февраля будет осуществляться повышение квалификации представителей центра в Академии народного хозяйства за счет МНТЦ. Мы пока не выделяли центр коммерциализации технологий как юридическое лицо, но планируем это в качестве ближайшего шага.

Обеспечение качественного кадрового потенциала для ОЭЗ - следующий элемент инновационной инфраструктуры. Для Дубны эта проблема гораздо острее, чем для Томска, Москвы и Санкт-Петербурга. Сюда надо привозить специалистов инновационного менеджмента, их надо готовить на месте в Дубненском университете и частично в Учебно-научном центре ОИЯИ. Такие вопросы не решаются быстро, и хорошо, что руководство университета и города уделяют им серьезное внимание. На заседании дирекции присутствовал наш новый бизнес-партнер, ведущая в России компания-системный интегратор "АйТи", совместно с которой подготовлена программа дистанционного обучения специалистов для ОЭЗ. Этот проект уже получил поддержку в РосОЭЗ и в скором времени будет представлен для получения средств Всемирного банка.

Наконец, подходим к главному - к финансам. Наверное, самое большое разочарование ученых, ведущих прикладные разработки, которые так или иначе сталкивались с бизнесом, заключается в том, что денег не дали вообще или дали, но за это потребовали полного контроля. Мы в ОИЯИ в этом смысле не исключение. Уже два года действует наше соглашение с АФК "Система", но реально не профинансирован пока ни один проект. Почему?

В бизнесе существуют всего три источника финансирования инноваций, и надо знать, когда и зачем инвесторы это делают. В таком случае не будет ни излишнего оптимизма, ни разочарований.

Первый - когда крупные корпорации финансируют развивающиеся инновационные проекты в интересах своего бизнеса, приносящего основную прибыль, создают вокруг себя так называемую сеть компаний-спутников. Наши же разработки относятся к категории start-up ("стартап"), они слишком рискованны, поэтому крупный бизнес их обходит стороной. Так действует АФК "Система", на ее месте так же себя поведут и "Газпром", и "Норильский никель" и т.п.

Второй источник - финансирование со стороны "бизнес-ангелов". Это такие весьма обеспеченные индивидуумы, которым просто нравится за счет своих денег финансировать инновационные проекты, хочется рискнуть. В России их мало, в Дубне еще меньше.

Остается третий и самый распространенный способ - через венчурные фонды. Что это такое, хорошо известно, сейчас в России только ленивый про них не говорит. Можем ли мы в ОИЯИ, в Дубне рассчитывать на такие инвестиции? Безусловно, да, и делать это надо уже сейчас. Институт планирует привлечь к финансированию различные виды фондов. Так, уже созданы региональные венчурные паевые инвестиционные фонды, в них поровну вложены средства государства и частного бизнеса. Мы намерены сотрудничать по фонду Московской области с крупной инвестиционной компанией "Тройка Диалог", которая выиграла конкурс на управление этим фондом. Его объем еще не велик - около 10,0 млн. долларов, но это начало. Весной будет проведен конкурс Российской венчурной компании на создание отраслевых частно-государственных венчурных ПИФов масштабом по 100,0 млн. долларов (например, в области нанотехнологий, микроэлектроники, биотехнологий и др.) Мы сотрудничаем по этому направлению с управляющими компаниями АФК "Система" и Внешторгбанка, используем тесные контакты ОИЯИ с РАН, Росатомом.

Важно понять следующее - чтобы получить деньги на развитие, надо соответствовать условиям и требованиям тех, кто дает деньги. Как писал Д.Карнеги, когда вы идете ловить рыбу, то насаживаете на крючок червяка, а не клубнику со сливками, хотя сами ее очень любите. Венчурные фонды могут инвестировать средства только в компании, фирмы, а не абстрактные проекты с размытой интеллектуальной и прочей собственностью. В фонде Московской области это должны быть зарегистрированные в областном реестре малые предприятия (особый статус), в других фондах - соответствующие иным критериям.

Поэтому сейчас необходимо начать повседневно делать то, что в бизнесе называется "инкорпорированием", то есть реорганизовывать инновационные проекты в юридические лица с участием Института, авторов и бизнес-партнеров (если они уже есть), учитывая основные риски, кадровые и технологические возможности. Только так во всем мире "стартапы" получают импульс к движению, и далеко не факт, что все они будут успешными. Но тех, кто выжил, подхватывают фонды прямых инвестиций, стратегические отраслевые инвесторы, и они становятся настоящими звездами бизнеса. Особая экономическая зона не заменит этого механизма, а создаст для этого дополнительные льготные возможности.

Мне кажется, что в руководстве ОИЯИ существует сейчас ясное понимание последовательности необходимых шагов. В 2006 году были подготовлены условия, а в этом году надо добиться, чтобы механизм инновационного развития начал работать продуктивно, и мы смогли бы увидеть результат.

Цитата в номер


Мне как-то пришлось участвовать в одном из собраний в Российской академии наук, и очень уважаемый пожилой академик меня спросил, прослушав доклад президента РАН: "А, все-таки, что такое инновационный подход, инновации?". Я в ответ пошутил, что, вообще говоря, никто толком не понимает до конца, что это такое. Но попросту, для себя, - это то, что мы раньше называли внедрением. Может быть, инновационное развитие звучит более мягко, чем внедрение, в последнем понятии есть что-то насильственное. Но в любом случае имеется в виду, что фундаментальная наука является неким плацдармом, или, лучше сказать благодатной почвой, на которой вырастают все эти приложения.

А.Н. Сисакян,
из интервью "Фундаментальная наука - благодатная почва для инвестиционной деятельности". Журнал "Подмосковье", ноябрь 2006 г.