Письмо из Пекина


В 2007 году отмечается столетие со дня рождения известного физика Ван Ганчана. В Китае, на его родине в городе Чаншу (провинция Цзянсу) и в Пекине проведен ряд мероприятий, посвященных юбилею ученого. Люди помнят о его грандиозном вкладе в науку и высоких нравственных качествах. В ОИЯИ, в Дубне, где работал Ван Ганчан, также сохранилась память об этом уважаемом ученом. Его имя вписано в историю великими открытиями, а человеческое обаяние навечно останется в наших сердцах.

Ван Ганчан родился в начале прошлого века, когда Китай был под гнетом иностранных завоевателей. В юности Ван решил служить своей стране, развивая науку, и выбрал физику, так как считал ее основой всех наук. После окончания университета Цинхуа, в начале 30-х годов, он поехал работать в Германию, где проявил замечательные творческие способности физика-экспериментатора. В 1934 году ученый вернулся на родину. В тяжелых условиях непрекращающейся войны он написал статью, где предложил методику по обнаружению нейтрино путем измерения моноэнергетической отдачи ядра 7Li. Статья была опубликована в журнале "Physical Review" в 1942 году. Но в те военные годы, не имея возможностей для проведения экспериментов, Ван не смог проверить свои гипотезы. Однако в том же году после публикации вышеназванной статьи американский ученый Д.Ален получил положительные экспериментальные результаты, воспользовавшись методикой Ван Ганчана. После создания КНР Ван Ганчан заложил фундамент для экспериментальных исследований космических лучей.

В начале 60-х годов Ван Ганчан работал в Дубне, где также сделал новое выдающееся открытие. В Дубне совместными усилиями правительств стран-участниц ОИЯИ был создан Объединенный институт ядерных исследований, в котором стали работать лучшие ученые, специалисты по ядерной физике и были обеспечены условия для проведения самых современных экспериментальных исследований. Ван возглавлял китайскую группу специалистов в Институте и работал вице-директором ОИЯИ. Он и его сотрудники исследовали элементарные частицы с помощью собственного экспериментального оборудования. Уже тогда он знал о существовании частиц и античастиц, протонов и антипротонов, электронов и позитронов, мезонов и гиперонов. Ван размышлял о том, какие траектории, зафиксированные на фотопленках, будут соответствовать определенным видам гиперонов и какое расстояние они пройдут. Учеными были исследовано более десятка тысяч фотоэмульсионных пленок, и на одной из них была обнаружена траектория предполагаемого антисигма-минус-гиперона, что потрясло научное сообщество.

В этой истории был интересный эпизод, который демонстрирует почтительное и строгое отношение Ван Ганчана к научной работе. Когда на одной из пленок была обнаружена протяженная траектория частицы, указывающая, возможно, на новый гиперон, некоторые ученые, не справившись с волнением, поспешили заявить об обнаружении нового вида частицы и даже придумали ей название - "Частица номер 1". В ответ на это Ван Ганчан сказал, что, пока нет достоверных доказательств, нельзя объявлять об открытии и необходимо продолжить дальнейшие исследования, а выявленная на пленке траектория может быть как следом частицы нового типа, так и следом от реакции мезона. В это же время проходила международная конференция, на которую был приглашен Ван Ганчан. На конференции он рассказал о недавней истории по обнаружению возможных новых частиц и подчеркнул, что это явление может иметь два объяснения. Более детальное изучение данной пленки, в конце концов, убедило Вана и его рабочую группу в том, что траектория на пленке была результатом реакции обмена зарядами К-мезонов. Только после этого они обнародовали полученный результат, а Ван Ганчан с облегчением сказал: "Слава богу, не поспешил с выводом, иначе люди считали бы меня хвастуном. Ученые должны быть всегда осторожными и ответственными в своих умозаключениях".

В 1961 году, сразу после возвращения на родину из СССР, государство предложило Ван Ганчану участвовать в создании атомного оружия. Получив это предложение, Ван не усомнился и сказал: "Я рад буду служить моей Родине". С того момента в течение целых 17 лет он углубился в решение задач по созданию атомных и водородных бомб, проведение подземных ядерных испытаний и строительство базовых сооружений для исследования ядерного оружия. Ван Ганчан был одним из основателей создания ядерных вооружений в КНР.

В 1964 году Ваном была предложена идея ядерного синтеза с помощью лазерных пучков. В этом же году советские ученые А.М.Прохоров и Н.Г.Басов независимо выдвинули подобную идею. Ван Ганчан был главным руководителем работ по лазерному ядерному синтезу в Китае до окончания своей жизни в 1998 году. Он участвовал в исследованиях и разработках твердотельных лазеров большой мощности и эксимерных лазеров KrF.

В 1986 году Ван и трое других известных ученых совместно предложили правительству начать программу по исследованию и развитию высоких технологий. При поддержке Дэн Сяопина была сформирована "Всекитайская программа по исследованию и развитию высоких технологий". В течение последних 20 лет эта программа играла важную роль в прогрессе высоких технологий в стране.

Ван Ганчан был благородным человеком. Он достиг великих открытий, оставаясь при этом скромным, задушевным и искренним человеком. Он уделял много внимания воспитанию молодых ученых. Я лично познакомился с профессором Ваном, когда еще учился в МИФИ, а он в то время работал в Дубне. Мне повезло, что я работал под его руководством в течение 30 лет. Он мне много помогал, и не только на работе, но и заботился о моем физическом здоровье, чего я никогда не забуду. Ван Ганчан с искренним чувством и большой любовью относился к России и Дубне. В возрасте 80 лет он снова приехал в гости в Дубну, где встретился с коллегами, и посвятил свой визит дальнейшему укреплению сотрудничества китайских и российских ученых.

Нынешний год провозглашен Годом Китая в России, и я имел честь посетить Дубну в качестве заместителя главы делегации китайских ученых, сопровождая президента Академии инженерных наук Китая Сюй Куанди. В Дубне я был 46 лет назад, и это посещение принесло мне невыразимую радость и глубокое моральное удовлетворение.

Я посвящаю эту небольшую статью великому ученому Ван Ганчану и городу Дубне, а также хочу сердечно пожелать дубненским коллегам дальнейшего благополучного развития и укрепления научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией.

Академик Ду Сянвань, вице-президент Академии инженерных наук Китая
Пекин, сентябрь 2007 года.