Послесловие к Дню учителя


8 сентября конференц-зал Дома международных совещаний наполнился не учеными или политиками, а учителями, учениками, родителями и теми, кто неравнодушен к жизни и проблемам современной школы. Причина этого - второй публичный доклад директора лицея №6 имени академика Г.Н.Флерова Натальи Георгиевны Кренделевой. Три с половиной часа о жизни школы, ее проблемах и успехах. Выступления экс- и нынешнего президентов школьного парламента. В перерыве - отступление от темы: фрагменты нового спектакля лицейского театра "Экополис". А в целом - встреча неравнодушных людей. Сегодня мы приводим выдержки из доклада.

Предметом особой гордости всего педагогического коллектива лицея является победа в национальном проекте "Образование" в 2006 году. Пройдя через перипетии конкурса на президентский грант, наш лицей во многом открыл себя. Мы поняли, как важно подводить итоги, чтобы посмотреть на свою школу со стороны. Наша победа в этом проекте не случайна. Надо находиться все время в состоянии состязания, заявлять о себе, бороться за гранты. Ставить перед собой задачу - победить, вот тогда и придет успех. А мы как раз и были всегда активными участниками различных конкурсов, проектов, экспериментов. Только в 2007 году мы приняли участие в конкурсах "Педагог года", "Я - классный руководитель", участвовали в конкурсе на получение учительского гранта по национальному проекту "Образование", победили в конкурсе "Школа России-2007", стали базовой школой в реализации регионального комплексного проекта "Модернизация образования".

...Наша деятельность носит не сиюминутный характер, это повседневная, порой очень трудная работа. Мы выиграли грант и с пользой для лицея его использовали. На эти средства были приобретены современная вычислительная техника, кресла в актовый зал, мебель в школьную столовую, оборудование для школьного театра. На данный момент десять предметных кабинетов оборудованы компьютерами и мультимедийными проекторами для использования новых информационных технологий на уроках.

Но самое главное, конечно, - это прорыв в сознании каждого учителя и ученика. Мы всегда стремились добиться этих изменений, сделать так, чтобы постоянно нарастал познавательный интерес каждого лицеиста. Так вот, современное оборудование, его внедрение и использование - необходимые составляющие этого проекта.

Повышение качества образования зависит не только и не столько от федеральных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от создания условий для качественного образования. При всем многообразии этих условий попробуем выделить четыре ключевых. Ученик должен учиться у квалифицированного педагога, ориентированного на результат деятельности. Ученик должен использовать все современное оборудование, средства обучения, новые технологии. Ученику нужны такие условия, чтобы он чувствовал себя личностью. Все разговоры о личностно-ориентированном образовании ничего не стоят, если в школе нет нормального гардероба, туалета, столовой.

Задача дифференцированного и индивидуального обучения сегодня кажется нам особенно актуальной, так как мы считаем, что именно ученик является главным действующим лицом в образовательном процессе. Маркетинговые исследования, которые мы применяем у себя, позволяют нам выстроить такую образовательную среду, которая, с одной стороны, обеспечивает детям комфортность, а с другой - позволяет создать поле выбора (именно так мы и понимаем роль профильного обучения).

Эту работу мы начинаем уже в начальной школе. Здесь самое главное - это сформировать прочные знания, воспитать потребность в самообразовании. Поэтому здесь и беседы об увлекательных профессиях, и диагностика интересов и способностей, и включение в дополнительное образование логики, профизики, шахмат, психологии общения, первые выступления на научных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

В 5-7-х классах продолжаем развивать интерес к профилям лицея, более конкретный интерес к той или иной профессии. В дополнительное образование вводим новые курсы, например, второй иностранный язык. Ребята начинают заниматься в театральной студии, самоутверждаться в общественной деятельности, начинают работу в школьном парламенте.

Особое внимание в этом году мы уделили учащимся 8-го класса. Я думаю, что всем понятно, почему к ним такой интерес. Эти ребята проявляют уже конкретный интерес к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях, заинтересованность в знаниях. Большую роль мы отводим воспитательной работе: экскурсиям, беседам, встречам с интересными людьми.

Коллектив - это наш главный капитал. Наша задача - привлекать в лицей ярких, талантливых людей и создавать им надлежащие условия для работы. Значимый учитель сегодня - это профессионал и личность, осознающий свою творческую миссию. В нашем лицее есть учителя, которые находят время на разработку своих методик, программ, учебных пособий. Но почему-то именно этих людей и не увидело наше городское сообщество при выделении учительского гранта по национальному проекту "Образование" в этом учебном году..

Наши дети - это лицо лицея. Мы устраиваем жизнь детско-взрослого сообщества так, чтобы дать каждому лицеисту опыт демократического действия. Уклад лицейской жизни помогает детям накапливать свой опыт демократического поведения и общения. А это возможно только стараниями и педагогов, и родителей, и детей. Это опыт управления школой. В лицее есть детское самоуправление, есть опыт выбора, когда дети, родители и педагоги участвуют в выборах школьного парламента, "самого классного классного".

Подтверждением моих слов являются слова наших учеников: "Лицей прочно вошел в мою жизнь. Почему? А потому, что я прихожу не только за знаниями, я учусь быть активным гражданином своей страны. Да! Наш лицей - это общественно активное учреждение. Лицей - это мы. Мы делаем его лицо". "Лицей - это наш второй дом, поэтому с особой заботой и нежностью относимся мы к нему, стараемся участвовать в олимпиадах всех уровней. Мы радуемся победам всех и каждого в проектах, конкурсах. Мы как дети одной семьи. Нам помогают взрослые: родители, учителя, наши шефы".

Я мечтаю о школе счастливых людей, о школе счастливых учителей, учеников и их родителей. Мы должны быть счастливы от общения друг с другом, счастливы потому, потому что имеем уникальную возможность дарить друг другу радость, которая не измеряется оценками, зарплатой и цветами 1 сентября и в день последнего звонка. Это должно быть счастье учителя, которому дано быть учителем, который нашел себя в жизни, который полностью реализовался, для которого лицей - это больше, чем работа. Это должно быть счастье ученика, которого не только хорошо учат, но и любят, понимают, а если и журят, то всегда справедливо и с огромной болью и тревогой за его судьбу. Это счастье родителей, которые всегда могут быть уверены в том, что их ребенку не навредят и что школа, которой они отдали предпочтение, - это надежная школа, где все на высоте: и уроки, и перемены, и будни, и праздники, и гардероб, и столовая. Мне хочется, чтобы наш лицей был именно такой школой.

Материал подготовила Ирина ИВАНОВА