На 101-й сессии Ученого совета ОИЯИ


Этот лозунг, который пришелся по душе делегации ОИЯИ в Южной Корее при посещении одной из продвинутых научно-производственных компаний, директор ОИЯИ А.Н.Сисакян процитировал в своем докладе на 101-й сессии Ученого совета ОИЯИ, проходившей в Доме международных совещаний 18-19 января.

Докладчик рассказал о выполнении рекомендаций двух предыдущих сессий Ученого совета и об основных направлениях стратегии развития ОИЯИ. (См. интервью в прошлом номере нашей газеты). Директора лабораторий ОИЯИ и УНЦ отчитались об итогах работы в 2006 году. С докладами "Проблемно-тематический план ОИЯИ на 2007 год в соответствии с положениями "дорожной карты" выступили вице-директора Института М.Г.Иткис и Р.Ледницки. Председатели ПКК Т.Холманн, Н.Янева и В.Навроцик довели до сведения членов Ученого совета рекомендации комитетов. Сессия утвердила решение жюри о присуждении премий ОИЯИ за 2006 год, с которым выступил председатель жюри вице-директор ОИЯИ Р.Ледницки.

Члены Ученого совета тепло поздравили с прошедшими в 2006 году юбилеями своих коллег - профессора М.Будзинского (Польша), академиков А.А.Логунова и В.А.Матвеева (Россия), профессора Я.Ружичку (Словакия).

По поручению правительства России А.Н.Сисакян вручил государственную награду РФ - орден Дружбы профессору Цветану Вылову (на снимке), который в течение 12 лет на посту вице-директора Института всемерно содействовал развитию и укреплению международного научно-технического сотрудничества. В своем выступлении Ц.Вылов подчеркнул, что многочисленными нитями сотрудничества Дубна связана со всем научным миром, и в первую очередь - с научными центрами России, обеспечивая эффективную "многоканальную" связь со всеми странами-участницами и другими государствами.

В чрезвычайно насыщенной научной программе двухдневной сессии Ученого совета (с его решениями мы познакомим читателей в одном из ближайших номеров) были и итоги прошедшего юбилейного года, и новые проекты, которые в ближайшие несколько лет будут определять привлекательность ОИЯИ для мирового научного сообщества. Наиболее активное обсуждение вызвали проекты модернизации и развития ускорительного комплекса ЛВЭ (нуклотрон - NICA), циклотронного комплекса ЛЯР (DRIBs-2), реактора ИБР-2М и комплекса ИРЕН-I. Дальнейшее участие ученых и специалистов ОИЯИ и стран-участниц в экспериментах на LHC, которые планируется начать в ноябре этого года в ЦЕРН, и активная позиция Дубны в новом глобальном проекте Международного линейного коллайдера (ILC) тоже были в центре внимания.

Открывая дискуссию по всем докладам, сопредседатель Ученого совета профессор Иван Вильгельм предложил начать обсуждение с такой важной темы, как эффективность работы ОИЯИ.

Р.Сосновски (Польша): В значительной степени я разделяю оптимистичный прогноз дирекции к планам развития ОИЯИ, связанным с повышением зарплат сотрудникам, модернизацией собственных базовых установок, выполнением обязательств по участию в крупнейших международных программах. Есть активность в развитии инновационной деятельности, но здесь еще много открытых вопросов. Некоторая наша тревога связана с тем, что нуклотрон до сих пор не достиг проектных параметров. И тем не менее, Ученый совет всегда утверждал, что привлекательность ОИЯИ обеспечивают его собственные базовые установки. Оставаясь оптимистами, мы должны смотреть на вещи реально. Впервые мы услышали о проекте NICA, связанном с модернизацией ускорительного комплекса ЛВЭ. Но, приступая к решению этой важной задачи, надо одновременно выстраивать, оценивать и анализировать программу научных исследований на нем. Мне нравится идея активного участия в проекте ILC, и хотя, с точки зрения размещения этого проекта, Гамбург ближе к Польше, Дубна нам так же близка.

Й.Шаро (Словакия): Поддерживаю предложение профессора Сосновского, но что касается нового проекта в ЛВЭ, мне кажется, сначала надо довести до проектных параметров сам нуклотрон; для этого, как я понимаю, есть время и деньги...

А.Вагнер (Германия): При обсуждении представленных здесь проектов важно учесть, с точки зрения научного менеджмента, разнообразные факторы риска - и финансового, и кадрового, и, в первую очередь, научного. Главное, чтобы все обсуждаемые проекты оставались конкурентоспособными к тому времени, когда эти установки станут работать. А если они опоздают, скажем, на три года? Может быть, стоит изменить сами подходы к перспективным проектам, тем более, что финансирование стабилизировалось? Например, активнее привлекать к обеспечению этих проектов страны-участницы.

Г.М.Зиновьев (Украина): ОИЯИ сможет активно развиваться тогда, когда принятые здесь проекты будут в разумной мере амбициозны и интересны мировому научному сообществу. Уверен, что NICA - как раз такой проект, поскольку направлен на поиски смешанной фазы, "критических точек" сильно взаимодействующей материи, он "покрывает" сразу несколько проблем, над решением которых работают сегодня физики.

Н.М.Шумейко (Белоруссия): Один из важных критериев рассматриваемых сегодня идей и предложений - их привлекательность для научной молодежи. Наша работа по подготовке к экспериментам на LHC вступила в фазу осуществления физической программы, организации нового компьютинга. Поскольку и ОИЯИ, и страны-участницы внесли большой вклад на предыдущей стадии этой программы, сегодня важно не ослаблять усилий на этапе получения физических результатов... Когда мы говорим о реорганизации управления Институтом, новых подходах к формированию проблемно-тематических планов, нельзя забывать, что за всем этим стоят живые люди, на плечах которых держится наш Институт. Что касается инновационного развития Института, то мы все понимаем, что это не самый простой путь, но идти по нему необходимо...

М.Матеев (Болгария): Новые перспективные проекты, о которых мы говорим на этой сессии, поднимут привлекательность Института. Относительно проекта ILC: надо вместе со всем российским сообществом ученых, занимающихся физикой высоких энергий, вырабатывать общие позиции, одинаковые подходы. Полностью согласен с профессором Шумейко, что если в течение 15 лет мы вкладывали большие усилия в проект LHC, то сейчас, когда пришло время пожинать плоды, нужны не меньшие усилия. Еще один аспект повышения привлекательности Института, особенно для молодежи, - его участие в создании особой экономической зоны. Способных молодых людей можно привлечь в Дубну интересными идеями, карьерными возможностями, зарплатой, жильем. С притоком свежих молодых сил более реальными станут возможности осуществления тех амбициозных планов, о которых мы говорим.

А.Будзановски (Польша): Я глубоко убежден, что будущее ОИЯИ, о котором мы говорим, во многом связано с теми студентами, которые впервые приходят сегодня в лаборатории ОИЯИ из дубненского университета, УНЦ ОИЯИ, вузов России и стран-участниц. Возьмем, например, проект "Мед-Нуклотрон" - для его осуществления надо не только много денег, но и много людей. Но я пока не вижу большого коллектива, способного осуществить создание нового ускорительного комплекса. Поэтому уже среди сегодняшних студентов надо осуществлять соответствующую задачам "профориентацию"...

Дж. Эллис (ЦЕРН): Здесь много говорилось о поэтапном увеличении бюджета ОИЯИ - для этого нужна очень сильная мотивация, убедительно аргументированная, чтобы страны-участницы поддержали предложенные нами шаги. Цель Ученого совета - помочь дирекции выработать реальный план. Это же касается и продолжения участия ОИЯИ в исследовательских программах ЦЕРН, в проекте ILC...

Ф.Легар (Франция): Я не могу назвать себя оптимистом. Мы уже не первый год на Ученом совете подчеркиваем важность полного завершения комплекса нуклотрона, и каждый раз для этого не хватает финансовой поддержки. Не знаю, будет ли она обеспечена в дальнейшем, но если это произойдет не скоро - нуклотрон будет для нас потерян...

И.Вильгельм (Чехия): Имидж нашего Института создается как в больших международных проектах, так и внутри, на собственных установках. И этот имидж должен в первую очередь работать на молодежь. Сто студентов и аспирантов, о которых мы услышали в отчете директора университетского центра, - это не так много для нашего Института. В наших университетах на 250 исследователей и преподавателей приходится по 3000 аспирантов - вот с кем надо работать, вот в ком пробуждать интерес к той науке, которая развивается и в ОИЯИ, и в научных центрах стран-участниц. Мне очень понравился подход ПКК по физике частиц, который представил в своем сообщении профессор Холманн, - заслушивать научные доклады молодых ученых и аспирантов по тематике совета. Может быть, нам надо включить подобные доклады в повестку будущих сессий Ученого совета… Конечно, участие ОИЯИ в ОЭЗ - важный элемент стратегического развития Института, и может быть, нам также важно будет обсудить взаимное влияние ОИЯИ и ОЭЗ, какие положительные результаты из этого следуют...

П.Спиллантини (Италия): Конечно, участие в ОЭЗ - это положительный фактор, но если сюда придут нефтяные и газовые компании и предложат свои зарплаты, мы можем потерять способных людей... Дирекции надо серьезно работать над повышением зарплаты сотрудников, чтобы к началу становления ОЭЗ мы не потеряли лучшую часть персонала.

Одним из важных пунктов повестки дня сессии стали выборы директоров лабораторий ОИЯИ. Вакансии на должности директоров шести лабораторий Института, как напомнил А.Н.Сисакян, были объявлены год назад. До истечения срока подачи кандидатур на должность директора ЛФЧ не было представлено ни одной кандидатуры. Процесс формирования ЛРБ еще не завершен, и выборы предстоят на 103-й сессии Ученого совета. (Как нам сообщили в дирекции, исполнение обязанностей директора ЛФЧ возложено на вице-директора Р.Ледницкого, а директора-организатора ЛРБ - на Е.А.Красавина).

На должности директоров баллотировались: ЛТФ - В.В.Воронов и Д.И.Казаков, ЛНФ - А.М.Балагуров и А.В.Белушкин, ЛВЭ - С.Вокал и В.Д.Кекелидзе, ЛЯР - С.Н.Дмитриев.

Перед началом процедуры выборов И.Вильгельм от лица членов Ученого совета поблагодарил за большую работу на посту директора ЛТФ А.Н.Сисакяна, ЛНФ - А.В.Белушкина, ЛВЭ - А.И.Малахова, ЛЯР - М.Г.Иткиса.

Кандидаты представили членам Ученого совета свои предвыборные программы (не более десяти минут), ответили на вопросы членов Ученого совета и экспертов, члены Ученого совета на открытом заседании обменялись мнениями и комментариями.

В результате тайного голосования на закрытом заседании большинством голосов директорами лабораторий избраны: ЛТФ - Виктор Васильевич Воронов, ЛНФ - Александр Владиславович Белушкин, ЛВЭ - Владимир Дмитриевич Кекелидзе, ЛЯР - Сергей Николаевич Дмитриев.

Директор ЛЯР - С.Н.Дмитриев. Вновь избранные директора: ЛНФ - А.В.Белушкин, ЛВЭ - В.Д.Кекелидзе, ЛТФ - В.В.Воронов.

Евгений МОЛЧАНОВ, фото Юрия ТУМАНОВА.