В зеркале прессы


После принятия правительством ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" президентская инициатива по подъему наноиндустрии наконец обрела более четкие очертания. У программы появился паспорт, в котором названы заказчики и разработчики, обозначена цель, определены задачи, объемы и источники финансирования, зафиксированы важнейшие целевые индикаторы и показатели, указаны сроки реализации, а также перечислены ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности программы. Напомним, что общий объем финансирования ФЦП составит 27 млрд. 733 млн. рублей на три года.

Среди госзаказчиков - шесть федеральных агентств: по науке и инновациям, по образованию, по атомной энергии, космическое, по промышленности, по техническому регулированию и метрологии, а также Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Координатор программы - Министерство образования и науки, оно же и ее разработчик наряду с Федеральным агентством по науке и инновациям.

Цель у нынешней программы - вполне конкретная: создание современной инфраструктуры Национальной нанотехнологической сети (ННС). Приборно-инструментальная, основная составляющая ННС будет профинансирована по полной программе, что называется, "под ключ" - от закупки необходимого оборудования до ввода его в эксплуатацию, причем основной, ударный транш приходится на 2008 год - начальный этап формирования ННС. Приоритетом будут пользоваться следующие направления: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики, космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные и композитные материалы; нанотехнологии для систем безопасности. Удельную оснащенность (стоимость оборудования) одного сотрудника, занятого в исследованиях и разработках в рамках ННС, планируется довести до 860 тысяч рублей, при этом средний возраст научного и специального оборудования, приборов и устройств головных организаций отраслей в составе ННС к 2010 году не должен превышать пяти лет.

Расходы на информационную составляющую инфраструктуры ННС будут в течение трех лет расти, ведь между всеми звеньями системы, организованной по сетевому принципу, должны быть налажены четкое взаимодействие и обмен возрастающим объемом информации. Предусмотрены определенные средства на формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, а также гармонизирующей российские и международные нормативные документы и стандарты.

Планируется, что доля организаций, которые получат доступ к ННС в рамках программы, составит 90% от общего числа российских организаций, участвующих в исследованиях, разработках, производстве продукции наноиндустрии. В состав ННС входят головная научная организация - РНЦ "Курчатовский институт", восемь головных организаций Роснауки, Росатома, Роскосмоса, других ведомств.

Основная функция "Курчатовского института" - координация исследований и разработок для формирования научно-технологической базы наноиндустрии. В его же компетенции - экспертиза конкурсных проектов и достигнутых результатов. Курчатовцы станут связующим звеном между головными организациями отраслей, фундаментальной и прикладной наукой, проектами гражданского и военного назначения, международного сотрудничества.

В рамках программы утвержден перечень из 42 инвестиционных объектов. В нем предусмотрены реконструкция имеющихся и строительство новых научно-исследовательских и научно-образовательных центров, открытие лабораторий, других объектов по всей стране - от Калининграда до Дальнего Востока.

Текущим управлением программой будет заниматься ее дирекция. Финансирование мероприятий ФЦП предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Руководит деятельностью по выполнению ФЦП министр образования и науки, он определяет формы и методы управления ею, несет ответственность за ее конечные результаты, рациональное использование средств.

Широкими полномочиями обладают госзаказчики программы. С участием РАН они формируют детализированный организационно-финансовый план для реализации программы, который уточняется дважды в год, организуют экспертные проверки мероприятий программы, осуществляют ряд других контролирующих функций. Для согласованных действий всех звеньев ННС создается координационный совет, возглавит который министр образования и науки или один из его заместителей. Положение о совете и его персональный состав должны быть утверждены еще до начала реализации программы, как и положение об управлении реализацией программы.

Каков же ожидаемый в 2010 году эффект? Доля продукции, произведенной на базе инфраструктуры ННС, должна составить 75% общего объема российской нанопродукции. Будут созданы новые материалы, участники программы должны получать ежегодно до 80 патентов, включая международные. Планируется организация сети центров коллективного пользования уникальным оборудованием, формирование информационной и методической базы ННС.

Предполагается, что в результате создания новых средств защиты окружающей среды, основанных на нанотехнологиях и наноматериалах, существенно улучшатся экологические показатели. Именно в индустрии наноструктур энтузиасты нового направления видят основной ресурс роста экономики и промышленности, отказа от сырьевого характера хозяйствования, в чем, надо отдать им должное, они смогли убедить политиков. Одним из значимых социальных достижений мегапроекта, считают разработчики программы, станет приток в наноиндустрию талантливой молодежи и даже возвращение в Россию тех, кто пока трудится за рубежом.

Представляя программу на заседании правительства, министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал:

- Это отнюдь не традиционная федеральная целевая программа... По сути своей, нанотехнологии носят межотраслевой характер. Потому и развитие инфраструктуры этой индустрии требует совершенно иных подходов. Они отличаются комплексным характером, высокой сложностью управления, масштабами привлеченных средств. Ключевой момент здесь - организация контроля и координации. Предлагаемая нами система единого управления всем процессом формирования инфраструктуры наноиндустрии обеспечивает постоянный и действенный государственный контроль...

Остается надеяться, что предложенная вертикаль мегапроекта будет эффективна, надежна и уже через три года принесет желанные плоды.

Светлана КРЫМОВА, ("Поиск", 4 сентября 2007 года)

В Совете по нанотехнологиям
Первый вице-премьер РФ С.Иванов провел 7 сентября в Белом доме заседание правительственного Совета по нанотехнологиям. И хотя в официальной повестке не было кадровых вопросов, начать пришлось все же с них. Дело в том, что за несколько часов до заседания совета пресс-служба президента В.Путина сообщила о подписанном Указе, касающемся кадровых назначений в государственной "Российской корпорации нанотехнологий".

Указом Президента РФ генеральным директором корпорации назначен президент инвестиционно-финансовой корпорации "Алемар" Л.Меламед. Президент представил Правительству РФ пятерых членов наблюдательного совета корпорации "Роснанотех": М.Ковальчука - директора Института кристаллографии РАН и по совместительству директора "Курчатовского института"; В.Назарова - заместителя секретаря Совета безопасности России; М.Погосяна - генерального директора ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой"; В.Попика - заместителя начальника Экспертного управления Президента России; А.Чубайса - председателя правления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России".

Председателем наблюдательного совета корпорации решением правительства назначен министр образования А.Фурсенко. Всего же в состав наблюдательного совета вошли 15 известных россиян, причем 5 кандидатов представил президент России, 5 - правительство, по 2 - Совет Федерации и Государственная Дума.

С.Иванов сформулировал главную задачу новой госкорпорации - создать конкурентоспособную национальную инновационную модель, соответствующую самым высоким мировым стандартам. Задача, с одной стороны, предельно конкретная, с другой - предельно амбициозная. Понятно, что ее решение под силу только команде высоких профессионалов. Такая команда уже создается, и помимо кадровых проблем приходится решать финансовые и организационные.

Крайне важно наиболее полно задействовать все существующие возможности академической науки, - уверен С.Иванов. Кое-что на этом пути уже делается. Так, при президиуме РАН работает специальная комиссия, которую возглавил Нобелевский лауреат академик Ж.Алферов. Прорабатывается идея создания Национального исследовательского центра нанотехнологий, наносистем и наноматериалов на базе "Курчатовского института". Он должен быть "оснащен по последнему слову техники" и обеспечить равный доступ к научным исследованиям и уникальному оборудованию, став "надежной площадкой для проведения междисциплинарных изысканий".

Заслуживает внимания предложение, у которого много сторонников, - по формированию в Академии наук нового Отделения по нанотехологиям. Это предложение логичное, обоснованное, поскольку междисциплинарность, участие различных научных отраслей в области нанотехнологий требует концентрации усилий, - сказал С.Иванов, отметив, что этот вопрос находится исключительно в компетенции РАН.

Говоря о первостепенных задачах создаваемой нанокорпорации, он отметил техрегулирование, стандартизацию, техрегламенты в отношении продукции в этой сфере.

Итак, назначенцы от самых разных бизнес- и властных групп участвуют в проекте по развитию нанотехнологий. Возможно, "фишка" в самом формате госкорпорации - имущество, отдаваемое ей на баланс, и средства как бы и не являются государственными. Фактически придумана новая форма собственности - "госкорпоративная". И новая форма участия бизнес-групп в распределении финансовых потоков.

Что такое "нано"?
Нанотехнология - любая технология, оперирующая пространствами нанометрового диапазона (нанометр - одна миллиардная метра). При работе в таком диапазоне ученые могут манипулировать отдельными молекулами и молекулярными системами для создания новых молекул, наноструктур, наноустройств и материалов с теми физическими, химическими и биологическими свойствами, которые им нужны. В практическом аспекте это технологии производства устройств и их компонентов, необходимых для создания, обработки и манипуляции частицами, размеры которых находятся в пределах от 1 до 100 нанометров. Впервые о методах, относящихся к нанотехнологиям, заявил американский ученый Ричард Фейнман в 1959 году.

Нанотехнологии - это не только поле научной деятельности, но и междисциплинарный набор материалов, инструментов и процессов, которые могут быть использованы для решения проблем во многих сферах производства. Использование характерных особенностей веществ на расстояниях порядка нанометров создает дополнительные, совершенно новые возможности для выработки технологических приемов, связанных с электроникой, материаловедением, химией, механикой и многими другими областями науки. Получение новых материалов и развитие новых методик обещает произвести настоящую научно-техническую революцию в информационных технологиях, производстве конструкционных материалов, изготовлении фармацевтических препаратов, конструировании сверхточных устройств.

История проекта
26 апреля 2007 года президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил о необходимости создания государственного института развития в области нанотехнологий. Тогда же была определена сумма, выделяемая на эти цели из федерального бюджета: всего 130 млрд. руб., из них 30 млрд. руб. в бюджете 2007 года. Госдума 4 июля приняла закон "О Российской корпорации нанотехнологий", внесенный не правительством, а депутатами от партии "Единая Россия". Совет федерации 6 июля одобрил закон, президент 19 июля подписал его.

В соответствии с законом корпорация создана для "реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии". Организационной формой избрана некоммерческая организация. При этом корпорация выведена из-под действия обычного порядка контроля НКО в России (контроль над ней осуществляет правительство). Также на нее не распространяется действие закона о банкротстве. Имущество "Роснанотеха" формируется за счет взноса государства и других "добровольных имущественных взносов и пожертвований". Органами управления корпорации являются генеральный директор (назначается на пять лет президентом), наблюдательный совет, правление (8 членов, назначаемых наблюдательным советом по представлению гендиректора корпорации).

12 июля на заседании Правительства РФ были рассмотрены вопросы развития инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы. Был заслушан доклад министра образования и науки А.Фурсенко и принят проект постановления правительства "О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы".

Государственные, а также частные деньги по ФЦП предполагается направить на развитие "инфраструктуры наноиндустрии". Глава Минобрнауки А.Фурсенко пояснил, что предполагается оснастить специальным экспериментальным, диагностическим и научно-технологическим оборудованием элементы национальной нанотехнологической сети, формируемые на базе госорганизаций. По мнению министра, на эти деньги также необходимо создать системы обмена информацией и методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и иностранные нормативно-методические документы. Для этого будет организовано десять научно-образовательных центров в вузах.

С.Иванов пояснил, что конечная цель программы - выйти на рынок с коммерческим продуктом. Какие именно коммерческие продукты будет производить наноиндустрия, определит госпрограмма, которая будет рассмотрена правительством только в первом квартале 2008 года, когда выстроится вся оргструктура.

Глава "Роснанотеха"
Леониду Борисовичу Меламеду 46 лет. Он - выпускник радиотехнического факультета Новосибирского электротехнического института. Кандидат экономических наук. В марте 1992 года стал одним из основателей инвестиционно-финансовой корпорации "Алемар" (в настоящее время ее главный акционер - около 80% акций компании). С 1993 года директор новосибирского ЗАО "Лимброк", исполнительный директор ассоциации предприятий "СоюзЭнергосервис", заместитель председателя совета директоров "Новосибирскэнерго".

В октябре 1998 года назначен гендиректором госконцерна "Росэнергоатом".

С января 2000 года - первый заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России". Курировал финансовый блок, участвовал в подготовке реформы электроэнергетики. Одновременно в 2000-2002 годах был членом наблюдательного совета банка "Еврофинанс". В июне 2004 году ушел в отставку по собственному желанию.

После ухода из РАО сосредоточился на работе в ИФК "Алемар", которую успешно вывел на федеральный уровень. В группу "Алемар" входят одноименные банк и управляющая компания, пенсионный фонд, девелоперская и консалтинговая компании. В июне 2007 года Л.Меламед сообщил, что владеет долей в бельгийской компании Effortel, запустившей ряд телекоммуникационных проектов в России.

Перспективы
"Роснанотех" будет реализовывать рекомендации правительственного Совета из 38 членов, возглавляемого С.Ивановым. В этом совете есть ученые во главе с президентом РАН Ю.Осиповым, но немало и бизнесменов, многие из которых, например глава ОАО РЖД В. Якунин и гендиректор "Северстали" А.Мордашев, раньше не проявляли особого интереса к нанотехнологиям. Но, похоже, теперь им придется срочно разбираться в особенностях микромира, так как задача этого совета - давать экспертную оценку и готовить рекомендации по разработке и практическому использованию нанотехнологий, а также формировать рынок нанопродукции и наноуслуг для реализации интеллектуального, организационного и финансового потенциала страны.

Поэтому назначение Л.Меламеда главой корпорации может означать, что в новый мегапроект хотят внести серьезную коммерческую составляющую. От опытного управленца ждут высоких финансово-экономических результатов.

В интервью газете "Коммерсант" Л.Меламед рассказал о своих первых задачах на новой работе. По его словам, в ближайшие два-три месяца ему предстоит набрать команду и определить приоритеты финансирования.

"Передо мной сейчас стоит конкретная задача - пройти нулевой этап, который включает несколько составляющих. Мне предстоит набрать команду и понять, во что вкладывать деньги, ведь компетенция нанокорпорации пока до конца неясна. Задача поставлена президентом очень масштабная - создание с нуля новой наукоемкой отрасли. Соответственно, надо определить в ней место для многих институтов, таких как Академия наук, венчурные капиталисты, научные и образовательные учреждения. Пока я понимаю, что будет плохо, если ресурсы будут распыляться, и все будет дублироваться. Корпорация не должна быть единственной, отвечающей за нанотехнологии. Ее главная задача, по моему мнению, заключается в коммерциализации результатов, получаемых в прикладной науке, или создании условий для их коммерциализации. При этом надо отдавать себе отчет в том, что корпорация не должна подменять собой федеральные целевые программы, у нее иная задача".

По словам Л.Меламеда, задачи, стоящие перед корпорацией, сопоставимы с теми, что решали в свое время атомная и космическая отрасли страны. Перспективная отрасль в ближайшие годы получит из бюджета примерно 130 млрд. руб., до 2015 года эта цифра может вырасти до 200 млрд.

И. ГЛОТОВ,
"Наука в Сибири" N35 13 сентября 2007 г. (Использованы материалы российских СМИ - "Коммерсант", "Эксперт", "Ведомости", ИА "Росбалт", Газета.Ру, других изданий, а также сообщения пресс-службы Президента РФ).

О перспективах развития инновационной деятельности в России рассказал заместитель Председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, руководитель Подкомитета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, член Президиума Российской академии медицинских наук Сергей Иванович Колесников корреспонденту журнала "В мире науки".

Поддержка инноваций
По доле наукоемкой продукции среди развитых стран мира Россия далеко не в первой десятке: если, например, в Китае она составляет 0,9%, то у нас она значительно ниже. Это низкий показатель, причем доля этого сектора прогрессивно падает, потому что ориентирована на сырьевой фактор. В национальном богатстве большинства развитых стран мира человеческий капитал составляет свыше 70-76%, воспроизводимые физические факторы, т.е. то, что берется из природы и возвращается обратно - около 20%, а используемые природные ресурсы - 2-5% (неважно, заемные ли они или собственные).

В России эта структура другая, всего 50% составляет человеческий капитал (т.е. образование, социальное развитие, наука, то, что зависит от человека и что направлено на него и его благополучие), доминируют природные факторы. (см.: Костикова Д. Богач-бедняк // ВМН, №7, 2005; Интеллектуальный прорыв // ВМН, №9, 2005, Костикова Д. Капитал с человеческим лицом // ВМН, №10, 2006.)

Последние два года в России нарастает интерес к науке, в том числе со стороны властей. Стоит отметить несколько новых явлений, которые призваны способствовать развитию экономики, основанной на знаниях.

Во-первых, появился так называемый Инвестиционный фонд. Мы надеялись, что средства государственного фонда пойдут преимущественно на науку и новые технологии, но они в основном тратятся на транспортные системы, трубопроводы. Таким образом, поддерживается в основном сырьевая инфраструктура, а хотелось бы значительные средства направлять в новейшие технологии и в другие сферы.

Во-вторых, начал работать закон "Об особых экономических зонах". Полагается, что так называемые технико-внедренческие зоны будут способствовать продвижению российских научных разработок. Однако закон оказался централизованным. Были сделаны поправки об образовании особых рекреационных зон, где могут развиваться научные исследования на туристической, экологической основе. Закон работает, но средства экономятся и непонятно, как использовать инновационные факторы.

Третий созданный инструмент в области инноваций - Государственная венчурная компания, с использованием частного капитала, создающая на конкурсной основе дочерние филиалы, которые должны выделять средства на инновационные проекты.

Инструменты воздействия
Законопроект о введении понятий "инновация", "инновационный продукт", "инновационное предприятие", "инновационная деятельность" необходим. Он уже рассматривался Государственной Думой и получил отрицательное заключение правового управления президентской администрации, хотя правительство РФ законопроект поддержало - с оговорками, было решено его доработать. Есть надежда, что осенью 2007 г. в России законодательно будут утверждены "инновационные" определения, т.к. пока зачастую подобная деятельность попадает под нецелевые расходы.

В качестве инструментов воздействия на инновационную среду можно назвать несколько готовящихся законопроектов. Это, например, законопроект о налоговых льготах для тех компаний, которые занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и патентными работами: они либо не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, либо эта деятельность включается в совокупный объем расходов, что фактически снижает налогообложение.

Законопроект депутатов Государственной Думы переработан Правительством России и принят Государственной Думой. Из последних законов хотелось бы упомянуть закон об освобождении от налогообложения грантов Российских фондов и некоторых организаций, где вновь заложены ограничения, которые могут привести к коррупционным последствиям. Перечень фондов и организаций утверждает Правительство.

Следующий законопроект - об интеграции науки и образования. Это попытка сделать так, чтобы работа совместных кафедр, лабораторий не подпадала под признаки аренды либо лизинга. Появляется понятие "студент научной организации", т.е. научным организациям дается право образовательной деятельности, начиная с магистров. По данному законопроекту научные учреждения могут готовить магистров, заниматься последипломной подготовкой.

Стоит отметить, что принята четвертая часть Гражданского кодекса, касающаяся интеллектуальной собственности. Кодекс будет последовательно вводиться в действие с 2008 по 2010 г. Готовится еще один законопроект о передаче технологий, полученных за федеральный счет в коммерческий сектор, который планируется принять в 2007 г.

Недавно удалось отстоять новый Устав Российской академии наук, другие научные академии также борются за свой статус. В целом Россия медленно движется в сторону более активной поддержки инновационной деятельности. Однако чиновники Минфина требуют конкретных результатов. Но могут ли они компетентно судить о результатах научных исследований? Меня, в частности, не устраивает финансирование наук о жизни, наук о человеке, особенно в сравнении, например, с Германией.

Корпорация нанотехнологий и российский Microsoft
Пример нанотехнологий весьма показателен. Принят федеральный закон "О российской корпорации нанотехнологий". По сути, появляется еще один фонд, который должен финансировать прорывное направление в науке и технологиях. В статье 3 "Цели и функции корпорации", указывается, что корпорация действует в целях реализации государственной политики в научно-технической и инновационной сфере, содействия перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, развития инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания внешнеэкономической и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала.

Корпорация нанотехнологий будет, например, осуществлять отбор и финансирование проектов в этой области, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; участвовать в разработке концепций и проектов нормативных актов, направленных на стимулирование научно-технической и инновационной деятельности, в проведении вневедомственной экспертизы и т.д.

Российское государство поддержало нанотехнологии. Однако думаю, что сейчас, например, появление нового аналога Microsoft в России в принципе невозможно. Появлению подобной компании помешает глобализация и определенная монополизация рынка. Разве что корпорация нанотехнологий или венчурная компания частично смогут взять на себя такую роль. У нас есть транснациональные корпорации, например, объединенная авиационная, формируется корпорация по судостроению, преобразовывается огромный атомный комплекс. Однако это скорее государственные организации, и чтобы создать в России нечто подобное Microsoft, без государственной помощи не обойтись.

Справка
Экспертные органы Государственной Думы, связанные с инноватикой и интеллектуальной собственностью:

  1. Совет по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности (Комитет по образованию и науке) - С.И.Колесников.
  2. Совет по интеллектуальной собственности (комитет по экономике) - А.Е.Лихачев.
  3. Совет по профобразованию (В.Н.Иванова).
  4. Совет по науке (Г.А.Месяц).
  5. Совет по модернизации образования и науки при фракции "Единая Россия" (О.Н.Морозов).
  6. Межфракционная группа по высоким технологиям (Ж.И.Алферов).
  7. Совет по лазерным технологиям (И.Б.Ковш).
  8. Совет по дистанционному образованию (В.А.Тихомиров).
  9. Комиссия по техническому регулированию (Ю.Н.Волков).
  10. Рабочая группа фракции "Единая Россия" по передаче федеральных технологий (О.Н.Морозов).
  11. Экспертный совет по экологическому образованию в целях устойчивого развития (А.Н.Захлебный)

Беседовал Дмитрий Мисюров (сентябрь 2007 №9 "В МИРЕ НАУКИ")