Сто путей, сто дорог


В этом году наше внимание нашего туристского клуба было обращено на реки Терского берега Белого моря. Выбирая из возможных зол меньшее, решили пройти связку рек Индель - Пана - Варзуга - Юлица - Кица и выйти к Белому морю.

В этом районе развитая гидрографическая сеть - лесные сосновые и еловые леса соседствуют с болотами, глубина которых местами более двух метров. Дорожная сеть сформирована за счет лесоразработок. В устьях рек издавна существуют селения, жители которых промышляют охотой, рыбой, заготовкой грибов, ягод, животноводством. При перестройке инфраструктура хозяйств и поселков изменилась и, похоже, не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют разбитые дороги, руины мостов и брошенные дома.

Реки Терского берега издревле славились семгой, которая поставлялась в столицу к царскому столу. Старый уклад жизни нарушен. В Кузимени, например, сохранились старые деревянные дома. Двухэтажные, по пяти окон по фасаду, обращенному к реке, пять окон по солнечной стороне и примыкающие к дому надворные постройки. Все делалось "по уму" и с размахом, с расчетом на многодетную семью. Православие было идеологической основой воспитания. В селе Варзуге ныне действует старинный храм. По пути из Кузимени в Умбу есть указатель на шоссе: к часовне неизвестного инока, похороненного на берегу Белого моря, и к святому источнику.

Часовня поставлена Мурманской православной епархией. Трудно представить более эстетичный символ веры у безлюдного моря. Лаконичная архитектура, пропорции золотого сечения, функциональная целесообразность, интерьер, - все сделано по добру и душе, с религиозным чувством. Три иконы. Символический гроб неизвестного инока, рушники, историческая справка о происшедших событиях. Все проникнуто храмовым чувством. Часовня часто посещается - к ней ведут тропы и съезд с шоссе. Чисто, опрятно и никакого намека на вандализм. Этот пример, единственный в походе, вселяет веру в духовное здоровье россиян. Святой источник сделан добротно. Закрывается доступ к нему крышкой. Рядом ведро, чтобы зачерпнуть воды. По обилию монет на дне источника можно судить о частом его посещении людьми с "большой дороги".

Среди туристов бытует мнение, что дорог на Терском берегу нет, да и Индель недосягаема. Надо отметить, что дороги есть, проселочные и асфальтированные. Причем, некоторые проселки в Тверской области куда хуже Терских. Наш перевозчик пользуется иномаркой с прицепом для доставки туристов (6-7 человек) по асфальту до поселка Умба, а по проселкам везет на УАЗе без прицепа. Заброска в Индель и выезд из Кузимени занимают четыре часа.

В июле, перед нашим приездом, прошли затяжные дожди и Индель была полноводной. Спад воды происходил медленно - вода задерживалась в болотах. По высокой воде сплав по Инделе и Пане прошел без проблем, зато Варзуга была полноводна, а нам пришлось идти против течения. Высокая вода давала о себе знать и на болотах. На реке Юлице после каньона и до слияния с Кицей была затяжная мелководная шивера. Пришлось делать проводку катамаранов и эпизодически идти на веслах.

27 и 28 июля Дубна отмечает День города в 51-й раз. Карнавал, дым коромыслом, соревнование воднолыжников и конкурс фейерверков. Если смена занятий отдых, то предстоящий волок по болоту после Варзуги - лучший отдых.

10.00. Мы с Шурой уже уложились. Прохладно. Пар изо рта. Ветер восточный. Спуск по Варзуге к месту начала волока занял минут 20. Это уж, точно, отдых и даже праздник. Потом все остальное.

11.00. Начали переход с рюкзаками. Шура в этом деле мастак. Он тащит рюкзак под 42 кг. Даже в конце похода он облегчился незначительно. Я знал, что его рыбацкое счастье с набором блесен весило около 3 кг. Большую часть продуктов он изъял из моего рюкзака. Кроме того, была палатка и одежда на все случаи жизни. Одним словом рюкзак вначале приходилось поднимать с помощью коллег. Мой добрый старый "рюк" вмещал разное добро, которое весило килограмм 35. Первая ходка была неуверенная. Направление следов вездехода на зимнике было уж очень на восток и уводило в болото, а взор зацеплялся за мысочки с сосной и березой. Таким образом, мы пошли не по азимуту, а по карте и компасу - это ведь болото с глубиной свыше 2 м, отклоняясь на запад...

Японцы считают отдых полноценным, когда люди могут отключиться и не генерируют ни одной мысли. С этой точки зрения наш отдых был полноценным. После обеда и в конце дня при солнце и роях комаров буквально тупеешь, как вьючное животное. Жажду утоляешь водой из собственного следа. В один прекрасный момент одолела усталость и тупое безразличие, жажда. И тут друг мой заклятый Шура подает кружку с пивом: "Пей все!" Наверное, никогда более я не буду пить такого пива. Я бы не удивился, если после волока он достал "Советское шампанское". Шура - король пешеходки. Он это сможет. Я снимаю перед ним шляпу до той поры, пока не сяду на катамаран. К концу дня мы вышли на зимник. Увы! Это не наш путь. Колеи глубокие и вязкие, а бугор между ними совершенно не дренирован. Это путь зимний. Не исключено, что могут быть зыбучие места.

Солнце клонилось к закату. Сергозеро угадывалось впереди, но не было уверенности в тверди его берегов. Было решено с рюкзаками выйти на господствующую высоту и там заночевать. Последний переход с рюкзаками был метров 600. Зато твердь земли. Камень. Могучие деревья. Грибы и мшистые лежанки. Все это стало доступно в 23 часа. Сюда вели следы вездеходов, ибо лучшего места для ночлега поблизости не было.

Дневник похода полностью опубликован на сайте http://argonautics.narod.ru/reports/tersky-2007.htm.

Александр ЗЛОБИН,
председатель городского клуба туристов