Молодежь и наука
"Теория ядра и астрофизические приложения-2007"
С 7 по 17 августа в ЛТФ ОИЯИ проходила Международная летняя школа "Теория ядра и астрофизические приложения-2007". Школа была организована при поддержке Ассоциации национальных исследовательских центров Гельмгольца (Германия) и ОИЯИ. В ее работе приняли участие студенты, аспиранты и молодые ученые из Армении, Республики Беларусь, Германии, Италии, Китая, Польши, России, Турции, Узбекистана, Украины, Хорватии и Японии. Самыми многочисленными были группы студентов и аспирантов из России - 14 человек, ОИЯИ - 13 и Германии - 6 человек, а всего в работе школы приняли участие 54 слушателя и 16 лекторов из Китая, Румынии, США, Испании, России и ОИЯИ.
В течение 10 дней были прочитаны циклы лекций и проведены семинарские занятия по таким актуальным вопросам, как современные теории взрывов сверхновых и структуры нейтронных звезд, последние достижения астрофизики, ядерный синтез в звездах и земных лабораториях, метод функционала плотности, кластерный подход к описанию структуры ядер и ядерных реакций, использование метода Монте Карло в оболочечной модели ядра, энергия асимметрии ядерной материи. Своими впечатлениями о работе школы поделились некоторые ее участники.
Д. Яккарино (Италия, Катания): Я узнал о школе в Дубне от Давида Блашке, который был у нас на конференции. Мне здесь очень понравилось, завязались полезные контакты. Мои научные интересы полностью совпадают с тематикой школы, я имел возможность выступить на семинаре и рассказать о своих результатах. Астрофизика - это очень интересная область науки, нас ждут новые открытия в измерении масс нейтронных звезд, в изучении сверхновых звезд и сателлитов. На этой школе я значительно обогатил свои научные представления.
М. Арзаканцян, М. Шахабасян (Армения, Ереван): Из Армении на школу приехали пять студентов физфака Ереванского государственного университета. Нам понравилось, как была организована школа, все очень хорошо продумано. Важно, что мы не только слушаем лекции, но и имеем возможность принять участие в обсуждении, задать вопросы. После каждой лекции на вопросы отводится пять минут. При этом приоритет отдается студентам, а потом уже всем остальным. Много неформального общения.
Д. Заблоцки (Германия, Росток): Я дипломник Ростокского университета. На школе получил широкие представления о том, как и куда развивается астрофизика. Программа составлена таким образом, чтобы мы не просто слушали лекции, а имели возможность участвовать в дискуссиях и сами выступать. На всех сильное впечатление произвели лекция и общение с выдающимся экспериментатором-астрофизиком Клаусом Рольфсом. Он посвятил свое выступление 50-летию первых работ по изучению роли ядерных реакций внутри звезд.
Д. Блашке, профессор (Польша, Вроцлав, и ОИЯИ): Да, это было ярким событием школы. К.Рольфс - не только известный физик, выполнявший свои работы по ядерной астрофизике вместе с лауреатом Нобелевской премии за 1983 год Вильямом А.Фаулером, но яркий человек, настоящий жизнелюб, оптимист. Такой пример очень полезен для молодых. Он был впервые в России, и страна на него произвела глубокое впечатление. Он много времени провел в неформальном общении с ребятами, пел русские песни, играл на аккордеоне...
А. Семенов (Россия, Москва): Я закончил Физтех, поступаю в аспирантуру и одновременно веду научную работу в ФИАНе, так как там работает мой научный руководитель. На летние школы в Дубну езжу со второго курса. Поскольку тематика каждый раз новая, то трудно сравнивать содержание научных программ, но организационный уровень, несомненно, за эти годы вырос. Помню, на первой школе были только лекции, и общение между слушателями и лекторами свелось к минимуму, а сейчас есть семинары, время для дискуссий и общения. Я здесь выступил с докладом, хотя мои научные интересы не вполне совпадают с тематикой данной школы, но есть общие методики и другие пересечения, которые в разных областях физики повторяются. Поэтому я езжу на школы, чтобы почерпнуть что-то новое и применить в своей работе. Мне, например, было очень интересно "открыть" для себя, что явление сверхтекучести, которое изначально исследовалось в физике низких температур, сейчас активно изучается и в ядерных системах и в звездах. Это еще раз подтверждает взаимосвязь физических явлений.
Л. Титова, кандидат физико-математических наук (Россия, Воронеж): Я работаю ассистентом на кафедре ядерной физики Воронежского университета. Об этой школе узнала от Александра Андреева из ОИЯИ, который был в Воронеже на конференции, подала заявку и получила приглашение. Но есть вполне надежный источник информации - сайт, где размещена вся информация о школе, и при желании любой студент, аспирант или молодой ученый могут подать свою заявку. Конечно, конкурс есть, например, мои знакомые из университета тоже подавали заявки, но не прошли. Считаю, что мне повезло. Мне были близки по теме лекции, в которых освещались вопросы ядерной физики, теории ядра, особенно полезны были лекции профессора В.Шайда. Очень понравилась организация работы школы, условия проживания, общение.
М. Гафуров, кандидат физико-математических наук (Россия, Казань): Я из Казанского госуниверситета, но сейчас работаю во Франкфурте-на-Майне. Тематика этой школы далековата от того, чем я занимаюсь, а именно - магнитный резонанс в конденсированных средах, но никто не знает, куда это повернется в ближайшие годы, поэтому я слушаю все лекции с большим интересом. Ведь еще несколько лет назад мы не предполагали, что вся физика твердого тела уйдет в медицину и биологию. Эта школа настолько интегральная, что на ней очень четко показана связь между ядерной физикой и астрофизикой. Узнал много для себя нового - например, я занимался магнитным резонансом в сверхпроводниках и не знал, что в астрофизике и ядерной физике широко применяется теория вихрей или, например, "прокалывания". Об этом я узнал здесь из лекции профессора Н.Сандулеску. Всем понравилось выступление профессора К.Рольфса из Германии - это было настоящее шоу. Он все время повторял - теория это хорошо, но не страшитесь делать эксперимент, не думайте о деньгах: деньги - не главное, нужна идея, - и начинайте экспериментировать. Приводил конкретные примеры из собственной, богатой научными успехами жизни. Меня как экспериментатора очень вдохновило его выступление, и не только меня. Вообще, лекторское мастерство профессоров - важная составляющая таких школ. Я очень удовлетворен тем, что приехал в Дубну, у меня появились новые идеи и, конечно, новые контакты. Спасибо организаторам за прекрасно проведенную школу.
Профессор А.И. Вдовин, член оргкомитета школы: Завершившаяся школа - уже третья в серии "ядерных" школ для студентов и аспирантов, проведенных в рамках проекта "Дубненская международная школа современной теоретической физики". И вот уже второй раз программа школы строится на взаимодополняющем обсуждении проблем ядерной физики и астрофизики. Обсуждая итоги школы 2005 года, мы уже писали об актуальности такой тематики. Нам кажется, что с точки зрения и основательности программы, и активности слушателей, их вовлеченности в учебный процесс, нынешняя школа была самой удачной. Впервые в нашей практике роль профессоров не ограничилась только чтением лекций. Каждый из них провел учебный семинар, на котором обсудил со студентами примеры решения небольших, но любопытных и актуальных задач по теме курса (так называемые Problem solving). Были организованы и короткие сессии с оригинальными докладами самих студентов. Надеемся использовать этот новый опыт и в будущем.
Вообще говоря, хотя проведение подобных школ вещь и трудоемкая и недешевая, но они в высшей степени нужны научному сообществу и прежде всего в России. Не секрет, что Россия потеряла как минимум одно, а то и два поколения ученых в недобрые 90-е годы. В еще большей степени это затронуло ядерную физику, которая в те же 90-е переживала еще и "пост-чернобыльский" синдром.
Сейчас в науку приходит больше молодежи, и наша задача - восстановить истончившуюся, а то и частично распавшуюся ткань отечественного научного сообщества. Школы показывают ребятам, что современная наука в России жива. Студенты и молодые исследователи собираются вместе, обсуждают общие проблемы, и, надеемся, приобретают то чувство единства науки и единства ученых, без которого настоящая наука - ни мировая, ни национальная - существовать не может.
Надежда КАВАЛЕРОВА, фото Юрия ТУМАНОВА.