Видели бы вы наших краеведов! Они хоть и едины по духу, но организационно разобщены и за историческую правду сражаются мелкими отрядами. Прежде всего, конечно, между собой. Краевед краеведу волк!

Никто так глубоко не пророс корнями в историю родного края, как Михаил Буланов. Вы его, конечно, знаете. В легендарной деревеньке Иваньково жили его предки. Поручик Благово в XIX веке проиграл ее в карты. В 30-х годах, когда приступили к строительству канала Москва-Волга, деревня оказалась как раз на месте шлюза №1 (теперь шлюз стоит на месте деревни). Дед Буланова был председателем колхоза "Большевик", сам Михаил Иванович вырос на рассказах отца, что-то слышал от дяди. В такой семье сам Бог велел стать краеведом. И Михаил Иванович стал краеведом. Только случилось это не сразу.

По образованию Михаил географ и биолог в одном лице, окончил географо-биологический факультет педагогического института. После института вернулся в Дубну, навалился на преподавание. Шли годы, Буланов их не заметил. Шел в трудовую книжку педагогический стаж. Вот уже Михаил Иванович - заместитель директора по воспитательной работе. А счастья нет. Не изжила еще душа природной тяги к путешествиям, зовут ее еще в поход дальние страны.

Тогда и появилась в его жизни воспетая бардами байдарка, преобразила его жизнь. Тогда он и стал директором Станции юных туристов, сокращенно СЮТур. Тогда и открыл он для себя нашу речную цивилизацию, заново начал торить старинные водные пути Среднерусской возвышенности. Сколько интересных людей вокруг себя увидел! Дети, конечно, не в счет. Дети по определению интересны. Но взрослые! Какие люди! Какие типажи! Буланов искренне восхищался. Он все делает искренне. Его нет нужды стилизовать под рубаху-парня. Пришел нестандартный человек Некрасов со своими амбалами из "Клуба дяди Вовы", прижился на педагогической ниве. Большое подспорье! Теперь Буланов работал - душа пела. И сейчас от одних этих воспоминаний поет. Буланову по душе такие люди. В них чувствуется настоящая порода, а не древесностружечные материалы. Таким и байдарку дать пропороть не жалко... Тогда же наладились контакты с музеем-заповедником "Пушкинские горы", начались походы с традиционным завершением в Петровском, зародилось движение дубненских "Доброхотов".

А краеведом он ощутил себя в середине 90-х. За живое взяло: то один объявит себя краеведом, то другой. А мы что, лыком шиты?

Булгаков рассматривал мировую историю как часть собственной биографии. То же самое может сказать о себе Буланов. Только он слов таких не знает. А если ему скажут, рассмеется в ответ и махнет рукой: да ну вас, чертяки!

К чему это я? А, да! Родился у него замысел - и появились две книги о природе и истории родного края. Включили их в школьную программу. Не все в них однозначно, согласен. Но однозначно, сами понимаете, бывает только у Жириновского.

И вот новая книга - о строителях Волжского участка канала Москва-Волга. Результат пятилетней работы. Умный человек подсказал ему: о бетоне уже написано, пиши о людях. И он ездил по Подмосковью, собирал материалы, сидел в архивах. Он сидел в Красногорске, подолгу засиживался в архивах Москвы. Заново переживал судьбы своих невымышленных героев, сошедших не со страниц глянцевых журналов, а со страниц газеты "Перековка", размышлял вместе с ними о жизни, о ее смысле и о своем месте в ней. Восхищался: какие люди! Какие типажи! Вникал в запутанные мотивы поступков, старался понять тяжелую логику событий, доискаться до исторической правды...

"...Когда его арестовали, оперуполномоченный злорадно усмехнулся:

- Ты, Лазареев, хвастался, что два раза из-под расстрела ушел, на этот раз не выйдет!".

- За что?

- Фирин тебя шибко хвалил, участие проявлял, а дружба с врагом народа не прощается...

За что? За тысячи кубов земли и бетона! За что? За спасение Волжской плотины! За что? За веру в свободу и труд? А ни за что..."

Книга вышла как раз к 70-летию начала эксплуатации канала. Рекомендую. Читал ее в рукописи. Пытался редактировать. Ничего не получилось - материал яростно сопротивлялся...

Сегодня тираж книги Буланова уже в Дубне.

Александр РАСТОРГУЕВ