К 70-летию канала


В городском выставочном зале до 19 июля работает выставка, посвященная 70-летию открытия канала имени Москвы. Некоторые кадры фото- и кинохроники 30-х годов, связанные с историей строительства Волжского участка трассы, мы публикуем в сегодняшнем номере. Большую часть фотоматериалов для выставки представил из своей коллекции М.В.Иванков. А читателям, интересующимся историей родного края, возможно, будет интересен фрагмент книги Евгения Молчанова "Записки островитянина" (Дубна, 2006), основанный на материалах брошюры 30-х годов.

...Строительство канала для наших мест, окруженных вековыми лесами и непроходимыми болотами, было чем-то баснословным, а уверения изыскателей, что здесь будут ходить большие пароходы, вызывали у местных жителей смех... Но вот в 1933 году развернулось строительство, и люди стали свидетелями, а многие и участниками грандиозной эпопеи...

Канал начинается на правом берегу Волги. Здесь расположен головной узел сооружений: аванпорт, шлюз для пропуска судов вверх и вниз по Волге, большая бетонная плотина, земляная плотина и восьмикилометровая дамба, образующая Волжское (Иваньковское) водохранилище, питающее канал. Направляясь на юг к Дмитрову, с небольшим отклонением к юго-востоку и юго-западу, канал, преодолевая возвышенность, поднимается к водоразделу шестью однокамерными шлюзами. Пройдя образованными подпором рек водохранилищами - Икшинским, Пестовским, Пяловским, Клязьминским и Химкинским, канал Москва - Волга двумя двукамерными шлюзами опускается на 36 метров и возле села Щукино впадает в Москву-реку. Общее протяжение искусственного водного пути от Волги до впадения в Москву-реку - 128 километров.

Около шестой части длины канала пролегает по водохранилищам. На остальном протяжении он проложен в выемках и насыпях: в выемках 32,5 километра, в насыпях 8 километров, в полувыемке-полунасыпи - 68, по водохранилищам - 19,5. Ширина канала по зеркалу - 85,5 метра, по дну - 46, глубина - 5,5 метра. На трассе построено 200 основных сооружений и 40 вспомогательных. Объем земляных работ - 154,4 миллиона кубометров, бетонных - 3 миллиона 112 тысяч...

Площадь Волжского водохранилища 327 квадратных километров, объем воды миллион 120 тысяч кубометров. Для очищения (термин из брошюры 1937 года! - Е.М.) зоны затопления всех водохранилищ и трассы канала управление строительства перенесло на новые места 203 селения и город Корчеву, около 40 тысяч отдельных строений.

Только первые шестнадцать километров волжская вода идет по каналу самотеком. В водохранилище на водоразделе она поднимается пятью насосными станциями по ступеням пяти шлюзов, начиная со второго от Волги...

Вдоль трассы канала было установлено множество скульптур. Подобные изваяния, чем-то напоминавшие знаменитых мухинских рабочего и колхозницу, долгое время украшали башни первого шлюза на Большой Волге, а потом по чьему-то приказу были сняты и затоплены в одном из заливов Иваньковского водохранилища. Сохранились скульптурные изображения на берегу канала в районе Орудьева - их можно видеть с полотна Савеловского шоссе. Особое внимание уделялось качеству отделочных работ - сотни сооружений и зданий канала оделись в мрамор, гранит, лабрадор и диорит, обрамлены парками и зелеными насаждениями. Впрочем, все это за последние годы сильно обветшало, а некогда регулярные парки выглядят заброшенными и запущенными...

При сооружении канала применялась малая и большая механизация. Земляные работы были начаты землекопами-тачечниками. Большую роль в этот период сыграли грабарки, лошади. Грабарками вывезено из забоев трассы до 32 миллионов кубометров грунта. Я представил себе этот объем, около миллиона "Камазов"... В разгар земляных работ строительство имело конский парк в 14 тысяч лошадей. Переход на большую механизацию переходил через механизацию малую. Она дала трассе бремсберги, землетаски, простые и удобные подъемники.

В течение 1935 года трасса канала была насыщена механизмами. Часть оборудования для гидроустановок создана своими силами на центральном механическом заводе. При помощи гидромеханизмов намыты земляная волжская плотина, перекрывающая русло реки, высотой до 24 метров, с объемом грунта в полмиллиона кубометров, и Сестрореченские дамбы-плотины, длиною более двух километров, при высоте в 18 метров. Кстати, именно пересечение Сестры с трассой канала немного выше ее впадения в Дубну сделало наш город островом. И остроумное решение проложить русло канала над акваторией реки напоминает современные дорожные многоярусные развязки.

К 1936 году ручные способы земляных работ постепенно вытеснились различными видами механизации. Удалось свести долю ручного труда в земляных работах к 19 процентам. Экскаваторов различного типа работало 171, паровозов широкой колеи - 123, узкой - 38, мотовозов нормальной колеи - 11, узкой - 214, грузовых автомашин - 3050, тракторов ЧТЗ - 210, СТЗ - 65 и масса другой техники...

Примечательно, что в начале "перестройки" в прессе еще ни слова не говорится об истинной подоплеке "великих строек пятилетки". Информация об этом впервые для меня всплывет в переписке В.Шаламова с Б.Пастернаком, опубликованной в журнале "Юность", и первый сообщит в своем письме, что "трудовая армия" Дмитлага составляла около 700 тысяч заключенных! Вдумайтесь в эти цифры! Почти десять таких городов, как Дубна.

В начале 90-х годов на западном берегу канала, на открытом высоком месте неподалеку от Яхромы, дмитровчанами будет поднят девятиметровый стальной черный крест в память о бесчисленных жертвах, чьи кости зарыты по берегам очередной "осударевой дороги". Небольшой деревянный крест будет установлен и на лесистом берегу Дубны - в местах массовых захоронений заключенных, которые с 1933 до 1952 года строили канал и наш город.

Дмитров. Глебо-Успенский собор. Штаб строительства. 1936 год. Первое шлюзование в шлюзе №1.
Снос домов в деревне Иваньково. Август 1937 года. Тоннель под шлюзом №1.
1935 год. Погрузка грунта для дамбы №210. 1935 год. Канатная дорога через Волгу.
1935 год. Палатки штаба первого полевого управления Волжского района. 1935 год. Вид работ на судоверфи. Спуск баржи на воду.
1935 год. Работы по дополнительной выемке грунта. 1935 год. Вид пазухи ГЭС №191.