На сессиях ПКК


На снимке Ю.Туманова слва направо: Р.Ледницки, Т.Холлман, Ю.А.Горнушкин, И.М.Василевский на сессии ПКК.
Завершилась работа 26-й сессии ПКК по физике частиц. С программными докладами выступили вице-директор ОИЯИ Р.Ледницки, главный инженер Г.Д.Ширков, директора лабораторий В.Д.Кекелидзе, А.Г.Ольшевский, В.В.Иванов, заместитель директора ЛТФ А.С.Сорин, заместитель директора ЛФЧ Ю.К.Потребеников. По обсуждаемым вопросам была развернута широкая дискуссия. О работе ПКК и новых проектах рассказали в интервью корреспонденту газеты Надежде КАВАЛЕРОВОЙ участники сессии.

Тим Холлман - председатель ПКК по физике частиц (BNL, Алтон, США):
На рассмотрение 26-й сессии ПКК по физике частиц представлены интересные проекты для будущей научной программы ОИЯИ. Прежде всего - это создание нового ускорительного комплекса NICA, более дальняя перспектива - это участие в программе GSI, и еще дальше - возможность принять и разместить в Дубне Международный линейный коллайдер. Для дирекции ОИЯИ и программного комитета основная цель состоит в том, чтобы выстроить стратегию реализации этих задач.

Есть такая пословица: "Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага". И сегодня Институт делает первые шаги, рассматривая возможности размещения здесь, в Дубне, международного суперколлайдера. И одновременно идет научная, техническая экспертиза, подготовка инфраструктуры под этот проект. Программный комитет также анализирует и вырабатывает рекомендации по так называемой "домашней программе" ОИЯИ в рамках имеющихся ресурсов. Дирекция во главе с А.Н.Сисакяном дальновидно предусматривает, что в будущем как раз будет достигнут разумный баланс между "домашними" и выездными экспериментами, чтобы повысить привлекательность ОИЯИ для ученых из многих стран. Кроме того, очень важно, чтобы эксперименты и исследования проводились в ОИЯИ на таком же высоком уровне, как и международные, и научное сообщество воспринимало ОИЯИ как мировой центр науки.

А.Чеккуччи - член ПКК (ЦЕРН, Женева, Швейцария):
Тематика обсуждаемых проектов довольно широкая - представлена физика и высоких энергий, и очень высоких. Хочется взглянуть, как все это осуществится через десять лет. Дубна сохраняет и будет сохранять мировое лидерство в физике тяжелых ионов, но меня интересует физика высоких энергий, где у ОИЯИ появились амбициозные проекты. Я увидел здесь много новых идей и надеюсь, что они будут реализованы и традиции, которые существуют в Институте в области высоких энергий, - продолжены.

Э.Томази-Густафсон - член ПКК, (DAPNI, СEA, Сакле, Франция):
Сегодня утром, перед началом заседания, у нас была встреча с дирекцией, где мы обсудили наиболее дискуссионные вопросы - Международный линейный коллайдер и как ОИЯИ будет участвовать в этом проекте. И второй вопрос - это баланс между экспериментами, которые будут проводиться в Дубне и за границей, - как все это оптимально организовать. Здесь важно понять, какое место будет занимать проект NICA. Вчера вице-директор ОИЯИ Р.Ледницки представил нам этот проект, рассказал о трех фазах его реализации - все достаточно разумно. Первая ступень - модернизация нуклотрона и его систем, которые не были доведены до проектного уровня, потому что просто не было денег. Интересно посмотреть через год, какие реально будут достигнуты успехи в этой первой фазе проекта. Полностью ее осуществление займет три года, но от старта зависит очень многое. Дирекция разработала стратегический план, на наш взгляд, вполне реалистичный.

Профессор У.Виднер, руководитель проекта PANDA, присутствовал на ПКК в качестве гостя. Он рассказал о новом глобальном проекте:
В Дубне открывается рабочее совещание коллаборации PANDA. Это большой международный экспериментальный проект, в котором примут участие 400 физиков из 50 институтов 16 стран, в том числе и ОИЯИ. В чем суть проекта? Мы предполагаем сейчас, что знаем структурные элементы материи. На элементарном уровне мы многое узнали, но когда строятся сложные системы, даже протон, состоящий из трех кварков и многих глюонов, мы уже не можем эту систему рассчитать. Поэтому сейчас стоит задача построить из элементарных составляющих сложные системы и понять механизм их строения и взаимодействия. Участие ОИЯИ в проекте сейчас составляет 5-10 процентов от общего вклада участников - это пока только ученые, специалисты. Финансы еще не утверждены, но для меня как руководителя сейчас даже важнее интеллектуальный вклад. В России и в ОИЯИ есть очень квалифицированные, талантливые физики, и их вклад в эксперимент на данный момент - определяющий.