Вернисаж


Ильдар родился в Уфе в 1961 году, закончил училище искусств, факультет прикладного искусства Московского текстильного института, аспирантуру Академии художеств, учился в Венгерской Академии прикладного искусства. Он провел более десяти персональных выставок в России, Венгрии, Голландии, участвовал в групповых выставках в Германии, Австрии, Швейцарии, Испании и других странах, занял первое место на выставке живописных и графических работ в Тегеране (2005 год), лауреат конкурсов карикатуры в Габрово, Токио, Гаване, награжден серебряной медалью "За веру" и медалью "Ревнителю просвещения" в память 200-летия А.С.Пушкина. Работы художника хранятся в музеях современного искусства Южной Кореи, Египта, Японии, среди владельцев его картин - султан Брунея, король Малайзии, Папа Римский Иоанн-Павел II, Патриарх Алексий, хазрат Равиль Гайнутдин и другие официальные и частные лица разных государств Европы, Азии, Северной Америки. Ильдар работал главным художником журнала "Советский Союз", директором по рекламе, преподавал в Московском текстильном институте (ныне университете).

Выставку я осматривала под стук молотка - Ильдар Харисович заканчивал развешивать работы.

Такие красочные и такие разные картины, в некоторых сериях работ легко узнается манера А.Лентулова и П.Филонова...

Это мои любимые художники, хотя, если начать перечислять всех любимых, особенно классиков, - придется это делать долго. На выставке в Дубне фрагментарно представлены некоторые ранние циклы работ, в одном из которых герои - простые люди, татары, русские. Выставка приурочена к празднику татарского народа, но нас объединяет не только история, но и сегодняшняя жизнь. Чем больше мы узнаем друг о друге, тем ближе становимся, а ведь все мы, как разные кусочки мозаики, вместе составляем общую картину. Сабантуй становится не только общероссийским, но даже мировым праздником - его уже празднуют в Финляндии, Турции, в основном, конечно, национальная диаспора, но не только. В Дубне празднование только начнется, а закончится 1 июля праздником в Москве.

Дубна уже сама по себе интернациональный город и, что немаловажно, город высокого культурного уровня, поэтому подготовленным зрителям приятно показывать работы. Хотя новые я не выставил - сейчас пишу большие полотна в 1,5-2 метра, их перевозка требует больших транспортных расходов, что можешь себе позволить не часто. А вообще, я обычно выставляю по 150 и больше работ, чтобы посетители могли почувствовать мой стиль.

Вы на редкость многогранный художник: прекрасная живопись и одновременно карикатура, по достоинству оцененная в столице юмора Габрово...

Карикатурой я увлекался с детства и думал, что буду этим заниматься всю жизнь. Карикатурой занимаются люди, умеющие парадоксально мыслить и парадоксально видеть. А получая художественное образование в рамках академической школы изобразительного искусства, я неожиданно для себя обнаружил, что небо, например, может быть не голубым, а желтым, а трава - оранжевой. И эта возможность перевернуть основные понятия оказалась очень привлекательной для меня. Но я прошел классическую школу реалистической живописи - два классических пейзажа здесь выставлены - и своим студентам я всегда говорил, что, прежде чем увлечься всяческими "измами", надо хорошо освоить принципы классической школы. Учиться пропорциям, композиции, цветовому ряду по прекрасным образцам - это не просто полезно, это тренирует душу, так же как находишь прекрасное в обыденном. А время карикатуры сегодня прошло.

Глядя на работы, посвященные Казани, сразу вспоминаешь, что вы учились в Текстильном институте - национальные орнаменты оригинально вплетены в композицию картин...

Орнаментальность можно увидеть во всем, что нас окружает, - в узоре ветвей, формах туч. А когда ищешь свой язык, свой стиль, то начинаешь усиливать, углублять то, что лучше получается. Меня восхищают своим своеобразием иранские миниатюры 15-16-го веков. Эта страна с глубокой историей сегодня начинает выдвигаться в художественных областях - кино, архитектуре. Когда я приехал в Иран в 2005 году для участия в выставке "Священный Коран", то заново открыл для себя эту страну для себя. Это не только черные паранджи на улицах, как можно представить по телерепортажам, это и цветастые платки, и улыбки на лицах, и готовность помочь, и желание пригласить в дом незнакомого человека. Впечатляет социальная политика: литр бензина стоит 2,5 рубля, нищих на улицах нет, в каждой мечети любому пришедшему выдают продуктовый набор (рис, сухофрукты), постоянно помогают афганским беженцам...

Что касается выставки, то в ней участвовали художники из разных стран: Италия, Албания, Египет, Марокко, Афганистан, Индия, Китай, - и то, что я занял первое место, - это признание не только моих личных заслуг, но российской изобразительной школы вообще.

Вы выставлялись в разных странах, есть ли разница в зрительских эмоциях и оценках?

Среди европейцев бывают избалованные, спесивые зрители, есть душевно открытые и закрытые. Голландия, Германия, Австрия - страны с давними и богатыми традициями искусства, а люди, может быть, от того, что живут сыто, без потрясений, эмоционально менее отзывчивы, чем россияне. Хотя в Венгрии, например, музейные работники жаловались, что получают пенсию в 3-4 раза ниже, чем в Австрии, но при этом она у них гораздо выше, чем у российских музейщиков. А как в той же Венгрии оборудованы выставочные залы - антибликовые стекла, оберегающие краски от выцветания, удобные крепления на шарнирах, позволяющие моментально развесить картины, обходясь без гвоздей и молотка...

У вас интересная трудовая биография: главный художник журнала "Советский Союз", директор по рекламе...

Да, я долго работал в этом журнале, он выходил в 45 странах мира. Знаете, приятно было иногда получать письма откуда-нибудь издалека, например, из Аргентины: купили журнал, не зная даже русского языка, просто потому, что понравилась моя обложка, - и это на фоне обилия западных глянцевых журналов. И люди начинали уже по-другому смотреть на СССР. И сегодня, когда видят картины, чувствуют, что мы сохранили художественный уровень изобразительного искусства, уважительнее относятся к России. И арт-директором по рекламе смог работать, сейчас опять приглашают - такая жизнь, но при этом я каждый день, хоть по 15 минут, выкраиваю, чтобы рисовать для себя. А когда чувствуешь, что что-то получается, погружаешься в работу так, что забываешь о времени суток, не отходишь от картины, даже чтобы поесть, поспать.

Бывает досадно отрываться, когда куда-то приглашают, а это сейчас случается нередко. Вот к вам пригласили приехать люди хорошие - согласился. А вообще получается, что живу в параллельном мире - вне политики и экономики, вообще жизни, которая только отвлекает от творчества. Это увлечение - как болезнь. Мне важнее не качество продуктов питания, а качество бумаги, красок. Я с уважением отношусь к холсту, материалам, они - продолжение моих рук и мыслей. Но выражать на холсте свои идеи хорошо, когда ты материально обеспечен, а так приходится и портреты писать на заказ, и пейзажи, я поработал и как дизайнер.

Я считаю, что в любой безвыходной ситуации можно найти выход. Опять же, как говорится, четыре пирожка разом в рот не засунешь. А в Турции есть пословица - от голода до сытости пол-лепешки. Все зависит от уровня твоих материальных потребностей.

А как вы относитесь к религии?

Я занимаюсь религиозно-философской живописью и ко всем религиям отношусь положительно. В Библии и Коране очень много общего, все Священные книги созвучны, призывают к добру. Я создал несколько больших циклов, посвященных православию, Талмуду, Корану, выражающих их идеи. Наверное, поэтому меня наградили медалью Российского Приорства Державного Ордена Православных Рыцарей Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского и Национального комитета кавалеров русских императорских орденов "За веру", которая вручается один раз в год только одному из кандидатов.

При такой увлеченности работой остается ли у вас время на какие-то другие увлечения?

Люблю читать, у меня огромная библиотека по изобразительному искусству, религии, символике, семантике, классическая литература, которую можно бесконечно перечитывать и в разном возрасте открывать что-то новое, созвучное состоянию души. Сейчас все издают, можно купить интересные и красиво изданные книги о художниках, раньше ведь истории жизни многих живописцев-классиков и почти современников передавались из уст в уста от художника к художнику. Коллекцию значков с изображением Ленина собираю с 14 лет. Есть иностранные, есть значок, где изображены Ленин и Сталин, всего уже больше тысячи экземпляров.

И, наверное, новые творческие планы?

У меня задумок - уже на 40 лет вперед и появляются все новые! Придется дожить, по крайней мере, до 90 лет, чтобы все реализовать. Как наш известный карикатурист Борис Ефимов - он дожил уже до 104 лет, сохраняя долгие годы работоспособность.

Мне остается только пожелать вам новых интересных работ, а нам всем - их увидеть!

Ольга ТАРАНТИНА