В научных центрах стран-участниц
Встречи в Армении
Международный симпозиум "Проблемы биохимии, молекулярной и радиационной биологии и генетики", посвященный 100-летию академика Н.М.Сисакяна
(Окончание. Начало в №21.)
Президент Национальной академии наук академик Р.М.Мартиросян - о проблемах, стоящих перед наукой Армении:
Сейчас для науки в Армении - не лучшие времена. Да и в России, судя по последним событиям в Академии, не все благополучно. Главная причина, мне кажется, в том, что наши государства не в состоянии финансировать науку в достаточной степени. Основным спасением они считают реформы - если нет денег на науку, говорят: давайте реформировать. Зачем реформировать? Чем плоха эта система организации науки? Чиновники хотят управлять, а наукой управлять нельзя. Надо науку финансировать, координировать и помогать ей, а не управлять. Но государственные структуры убеждены: академическая наука не влезает ни в какой закон. Но науку не надо приспосабливать к законам, нужно, наоборот, законы приспосабливать к науке. Этот спор идет уже не первый год. У нас сейчас такая же ситуация, как в России.
По приказу президента страны была создана межведомственная комиссия, она разработала концепцию развития науки в Армении. Один из главных вопросов - статус Академии: чиновникам не нравится, что Академия является самоуправляемой, самостоятельной. В России, как я понимаю, чиновники хотят прибрать к рукам огромную собственность РАН, но у нас такой собственности нет, вся недвижимость нам передана в бессрочное пользование. Это означает, что в любое время у нас государство может ее забрать.
Но все-таки мы прошли самые худшие времена. Те люди, которые помнят Великую Отечественную войну, говорят, что даже тогда так тяжело не было, как в 1991-1995 годах. В это время было трудно заниматься наукой, потому что зимой невозможно было отапливать здания, а свет давали час-два в день. И в это время большую группу армянских ученых Дубна приютила у себя вместе с семьями. Это настоящее, не на словах, проявление дружбы. Многие из них состоялись как ученые и продолжают в Дубне работать, некоторые вернулись. Эта одна из тех страниц в истории нашей науки, которую с благодарностью будут вспоминать многие поколения. Почему это было так важно? Я считаю, для молодого человека большое значение имеет его научное крещение в больших центрах. Вот, например, мое поколение прошло через научные центры России. И мы унесли в Армению не только знания, но и чувство благодарности к своим учителям и частицу великой русской культуры.
А это и является важным элементом дружбы наших народов, которая сложилась исторически. К сожалению, сейчас на пути молодых возникло много трудностей. В рамках межправительственных соглашений примерно 60 студентов и аспирантов из Армении могут пройти обучение в российских вузах. Недавно прошло совместное заседание президиумов двух академий наук, мы заключили договор, в котором расписаны институты, темы, совместные исследования. Но опять все упирается в финансирование. У нас наука получает из бюджета очень мало денег - 0,2 процента. Мы, конечно, понимаем, что если нет денег, то их надо зарабатывать, то есть использовать научные результаты в практике, но это очень трудно, так как экономика нашей страны еще полностью не восстановлена. Ведь у нас было много заводов, отраслевые НИИ, мелкие производства - сейчас всего этого не существует. Развивается местная экономика, но она еще не восприимчива к науке. Пока ни один министр или владелец производства не обратился в Академию, чтобы усовершенствовать какой-нибудь технологический процесс. Они пока закупают старую технологию, оборудование и довольствуются тем, что зарабатывают себе деньги. Идет такое, я бы сказал алчное накопление капитала. О будущем они не думают. Сейчас варварски разрабатываются месторождения цветных металлов, остается масса отходов. И таких примеров множество. И хотя у нас хорошие геологические институты, которые имеют разработки, новым хозяевам это не нужно.
Есть еще одна проблема - в Армении очень узкий рынок для научных разработок и изобретений, тут много не продашь. Надо выходить на внешний рынок, а для этого нужен зарубежный патент. Регистрация стоит 10-20 тысяч долларов, потом требуется время, чтобы его продать. Недавно у меня с Президентом страны Р. С. Кочаряном была встреча, он поинтересовался, почему мало продается патентов, я сказал, что у наших исследовательских институтов нет таких денег, и предложил, чтобы все затраты взяло на себя государство, а потом, когда патент будет продан, затраты окупятся. Президент поддержал это предложение.
Но несмотря на трудности, мы пытаемся зарабатывать деньги - получается примерно 30 процентов, в основном, за счет грантов и договоров отдельных НИИ, чаще всего с зарубежными фирмами. Средняя зарплата у научных сотрудников в НАН - это 100 долларов, но многие из них еще преподают или связаны договорами с фирмами. Короче говоря, мы сейчас еще в стадии выживания, но уже думаем о будущем. Этому будет посвящен мой доклад на общем собрании НАН.
Проректор ЕрГУ по науке и международному сотрудничеству профессор С.Г.Арутюнян - об университетском образовании:
Для нас большая честь принимать такой представительный научный симпозиум. Очень важно, что студенты имеют возможность услышать доклады, посетить секции, услышать известных ученых.
В настоящее время в университете обучаются 13 тысяч студентов, работают 3,5 тысячи сотрудников. Это крупнейшее учебное заведение региона, с высоким рейтингом. Бюджет ЕрГУ - 14 млн. долларов США - это, конечно мало для такого вуза. Помимо армянских студентов, здесь учатся студенты из Ирана, Сирии, Шри-Ланки, Китая.
В наше время, а я учился в университете в 70-х годах, закончил физфак в 1977 году, образование и наука были приоритетными, особенно ценились естественные науки. Наш курс, например, был очень сильным, почти все мечтали, что станут нобелевскими лауреатами, сейчас, конечно, студенты так не думают, больше стремятся на другие факультеты. Но в последнее время вырос конкурс на физфак и другие естественно-научные факультеты. В прошлом году на физфаке конкурс был 3-4 человека на место. Но, к сожалению, в стране очень мало рабочих мест для молодежи. На науку в Армении из бюджета выделено порядка 15 млн. долларов, при этом надо помнить, что в системе НАН работают около 40 институтов. Денег явно не хватает для нормального финансирования. Поэтому ребята, получив образование, уезжают за рубеж. Дело в том, что уровень обучения в ЕрГУ на математическом факультете и физфаке достаточно высокий, это так традиционно было, и диплом в мире котируется.
Некоторые выпускники успешно адаптируются в США и других странах. Я с сожалением об этом говорю, но мы работаем не только на Армению, но и на рынок развитых стран. Очень надеюсь, что какая-то часть ребят, поработав за рубежом, вернется домой. С удовлетворением могу сказать, что за 10 лет мы получили 100 грантов на конкретные работы, кстати говоря, многими грантами обязаны тем людям, которые уехали и работают в других странах. Тем самым они поддерживают наш университет. Наука - это открытая система. Нельзя заставить специалиста работать там, где он не может реализоваться. Но есть критическая точка - если ученых мало, то и науки не будет. К счастью, такого кризиса в Армении сейчас нет - в нашей маленькой стране работают в науке примерно 6 тысяч человек. Это нормальная цифра.
Можно сказать, что в Армении идут реформы в области образования и науки?
Небольшие изменения были, но коренных реформ не произошло. Сейчас реформы идут. Мы поняли, что наша маленькая страна изолированно жить не может, идет процесс интеграции с Россией и Европой. Поэтому пошли на кредитную систему обучения, подписали Болонское соглашение, тем самым войдя в европейскую семью. Благодаря этому наши дипломы будут приняты в Европе и России. Сейчас также предстоит реформа Академии наук.
Советская академическая система была лучшей и дала мощный импульс развитию науки, в том числе и в Армении. Но на содержание академической науки нужно очень много денег. В советское время при бюджете Армении в миллиард долларов на науку тратилось около 400 млн. Сейчас - 15 млн. Очень многие академические институты попали в трудную ситуацию, многие зимой не могут работать, так как нет отопления. Сейчас у нас так же, как и в России, стоит вопрос об оптимизации учреждений науки. Например, в Армении есть шесть физических институтов, поэтому будет происходить соединение. Также и в других областях науки намечены довольно сильные изменения. Но у нас за прошедшие 15 лет очень активно стала развиваться университетская наука. Около 35 процентов научной "продукции" дает Ереванский университет: из примерно 4 тысяч опубликованных статей в год 1300 приходится на университет (причем, в очень престижных научных журналах, в основном, за рубежом), две тысячи - на НАН, остальное - на другие вузы и отраслевые НИИ. Сейчас в университете работают около 1300 преподавателей и практически все занимаются наукой. Университет стал довольно солидным центром науки в республике, и я надеюсь, что в скором времени наш бюджет будет адекватен той продукции, которую мы даем. Но у нас еще есть платное образование, которое пополняет наш бюджет, - 60 процентов студентов обучаются на платной основе, 40 процентов составляет госзаказ.
Какова ситуация с изучением русского языка?
В советское время в Армении русский язык был практически вторым родным языком. Сейчас ситуация другая. Поскольку ребята после окончания университета попадают в европейские страны и США, то они предпочитаю изучать английский. Но забывать русский язык негоже. Сейчас руководство страны тоже стало более внимательно относиться к этой проблеме. Мы в университете уделяем большое внимание изучению русского языка - студенты с первого до последнего курсов занимаются русским. Так что те, кто не владел при поступлении русским языком, к концу обучения могут даже делать научные доклады по-русски. В школах русский язык очень сильно пострадал, но сейчас постепенно это восстанавливается. Россия - наш близкий сосед, и, я считаю, что русский язык должен вернуться как второй родной язык.
Хочу отдельно остановиться на связях ЕрГУ с ОИЯИ. Выпускники нашего физфака всегда успешно работали и сейчас работают в Дубне. Совместно с ОИЯИ мы создали и начинаем финансировать Международный центр стратегических исследований, который будет координировать совместные проекты, научные и студенческие обмены. Планов сотрудничества у нас много, и мы хотим развивать и укреплять наши связи.
Как бы в подтверждение этому 20-21 апреля состоялся визит в Дубну ректора ЕрГУ А.Г.Симоняна и проректора С.Г.Арутюняна и, как уже сообщала наша газета, он был плодотворным, достигнуты новые договоренности о развитии сотрудничества.
Материал подготовила Надежда КАВАЛЕРОВА, Ереван-Дубна.