Юбилеи


Из правительственной телеграммы. Уважаемый Алексей Норайрович! Поздравляю вас и всех работников Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова с 50-летием лаборатории. Желаю вам дальнейшей плодотворной работы на благо российской науки. Руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко.

Почтенная публика, собравшаяся 25 мая в Доме культуры "Мир" на торжественное заседание юбилейного симпозиума по физике тяжелых ионов, представляла практически все научные центры мира, тесно связанные исследовательской тематикой с Лабораторией ядерных реакций имени Г.Н.Флерова. И ведущий это заседание научный руководитель лаборатории академик Юрий Оганесян, представляя выступающих, находил для характеристики каждого главные и точные слова.


На снимке Ю.Туманова: рабочее заседание Международного симпозиума по физике тяжелых ионов.

Первое слово - директору Института. Член-корреспондент РАН Алексей Сисакян подчеркнул, что юбилей лаборатории - знаменательное событие для всех присутствующих в зале гостей, неразрывно связанных с судьбой этого коллектива. И одна из ярких характеристик этого коллектива - то, что с самых первых дней заметный след в его деятельности принадлежит ученым и специалистам из стран-участниц, которых сумел привлечь основатель лаборатории академик Г.Н.Флеров. Эта традиция так же, как и многие другие, активно развивается его преемниками.

Министр промышленности и науки Московской области Владимир Козырев, химик-технолог, член многих академий, руководит "Страной науки", на территории которой находится ОИЯИ, - большой и верный друг нашего Института и Лаборатории ядерных реакций (здесь и далее представление гостей - академика Юрия Оганесяна):

- Губернатор области Борис Громов уполномочил меня передать от его лица горячие приветствия юбилярам. Вчера в нашей области состоялось большое событие, которое транслировалось по каналу "Культура", - праздничный концерт в подмосковной Коломне, посвященный Дню славянской письменности и культуры. И сегодня эту эстафету приняла Дубна, потому что научный подвиг академика Флерова, его коллег и продолжателей - это один из пластов высокой культуры...

Профессор Борис Мясоедов, ученый секретарь Президиума Российской академии наук, известный ученый-радиохимик, автор многих блестящих работ по созданию и применению химических методов в фундаментальных исследованиях и в атомной промышленности, один из основоположников использования химических методов в исследованиях механизма ядерных реакций под действием тяжелых ионов, в синтезе и исследовании свойств новых элементов:

- С первым сообщением о синтезе трансурановых элементов Г.Н.Флеров выступил на Ученом совете Института атомной энергии в 1954 году и получил горячую поддержку академика И.В.Курчатова. Это были теперь уже легендарные исследования сектора №7, который возглавлял будущий основатель новой лаборатории. Необыкновенные времена, удивительная творческая обстановка, которую мог создать только Флеров, - остались навсегда в памяти у всех, кто был вовлечен в эту эпопею. И огромный путь, который пройден Лабораторией имени Флерова, навсегда останется в "золотой копилке" Российской академии наук...

Профессор Катрин Бреженьяк - президент Национального центра научных исследований Франции (CNRS), член Французской академии наук и Академии технологий Франции. Ее работы в области ядерной и молекулярной физики, изложенные более чем в 150 научных статьях и 6 книгах, удостоены самых высоких научных оценок. Катрин - кавалер ордена Почетного Легиона и ордена "За заслуги". Сегодня утром на территории нашего Института открыта аллея, носящая имя ее замечательного отца - известного французского физика и организатора науки, большого друга нашего Института - профессора Жана Тейяка:

- Сегодня, в этот знаменательный день, хочу напомнить о начале нашего сотрудничества. В 1957 году Фредерик Жолио-Кюри организовал лабораторию ядерных исследований на юге Парижа. Через год он приехал в Дубну и по возвращении в Париж много рассказывал своим коллегам о новой лаборатории Флерова. К 70-м годам прошлого века в Дубне уже были получены выдающиеся научные результаты, и тогда же первый директор CNRS Жан Тейяк и его коллеги создали первый линейный ускоритель с источником тяжелых ионов. В 70-е годы была создана еще одна лаборатория, объединившая многие исследовательские группы, которые занимались физикой тяжелых ионов, и между нашими научными центрами и Дубной начался плодотворный обмен учеными. Началась личная дружба между ними - во многом благодаря профессору Юрию Оганесяну, который одним из первых приехал работать в Орсэ (1965 год - прим. ред.)... И сегодня, много лет спустя, я нахожу юбиляров такими же энтузиастами науки и верю в прекрасное будущее нашего сотрудничества.

Доктор Ежи Барр, Полномочный посол Республики Польша в Российской Федерации, доктор исторических наук, успешно продолжает традицию своих предшественников по дипломатической миссии - создание неоценимого дружеского и творческого климата во взаимоотношениях польских научных и культурных центров с Дубной. Всегда желанный гость в Дубне:

- В Польше, как и в России, открывается "второе дыхание" в развитии экономики, возрождается интерес к атомной энергетике, ядерным исследованиям. Объединенный институт всегда был той платформой, где этот интерес превращается в конкретные разработки - плоды интеллектуальной деятельности международных коллективов. Дубна - это еще и человеческие контакты сотен коллег из многих лабораторий мира. И если говорить о Лаборатории ядерных реакций - ее школу прошли десятки польских ученых и инженеров. К сожалению, сегодня наша страна не отличается чрезмерным вниманием к науке, ученые в Польше не всегда получают необходимую и адекватную поддержку государства. Но новые времена придают нашему сотрудничеству новые импульсы. Польша гордится своим участием в ОИЯИ. И я не был бы поляком, если бы не заключил свое выступлением такими словами: "Спасибо за то, что уже было, и просим еще!".

Профессор Ингмар Бергстрем долго работал директором Нобелевского института физики в Стокгольме (теперь Манн - Зигбан Институт). Он один из пионеров физики тяжелых ионов, автор многих фундаментальных и оригинальных исследований различных типов взаимодействий тяжелых ионов с ядрами. Посещал Лабораторию ядерных реакций во время ее становления и остался большим другом и энтузиастом сотрудничества на протяжении всех последующих лет. Одним из первых инициировал исследования с помощью так называемых ловушек (traps) ядер и создал замечательную установку SMILETRAP (в дословном переводе - "ловушка улыбок"):

- Мой первый визит в Россию пришелся на 60-е годы. Мы приехали из Хельсинки в Ленинград на поезде... Молоденькая девушка-гид, которая показывала нам город, не догадалась, что мы из Швеции. У памятника Петру, который у вас называют Медным всадником, она рассказала, что он грозно смотрит на поверженного змея, который олицетворяет Швецию. И тогда я сказал, что должен от имени соотечественников извиниться за все содеянное когда-то шведами в России... А в 1967 году впервые приехал в Дубну. Флеров в десять утра принял меня в своем кабинете и предложил коньяка, наверное, армянского. Вечером он пригласил к себе домой и угостил каким-то экзотическим напитком, кажется, из Вьетнама, в котором оказалась заспиртована змея! И тут я вспомнил о том змее, из первого рассказа, но извиняться уже не стал. Все присутствующие с некоторой опаской продегустировали напиток. Никто не умер. Еще с той первой встречи Георгий Николаевич остался в моих воспоминаниях чрезвычайно доброжелательным и отрытым человеком... Сегодня и от себя, и от моих коллег я чрезвычайно рад приветствовать дубненских ученых и пожелать им новых прекрасных научных результатов!

Профессор Вальтер Грайнер, председатель Программно-консультативного комитета по ядерной физике ОИЯИ - автор блестящих исследований по теории ядра, в частности, предсказаний островов стабильности сверхтяжелых элементов, их физических и химических свойств, а также в области кластерной радиоактивности, физики слияния массивных ядер, распада вакуума в сверхсильных полях и многих других работ. По настойчивой инициативе и глубокой убежденности профессора Грайнера в перспективности этих исследований в Германии была создана Национальная лаборатория тяжелых ионов (ГСИ, GSI) - побратим Лаборатории ядерных реакций в Дубне. С этой лабораторией ЛЯР тесно сотрудничает уже более 30 лет.

Рассказ одного из патриархов физики тяжелых ионов, проиллюстрированный многочисленными, можно сказать, уже раритетными с точки зрения истории науки фотографиями, вместил в себя много имен, фактов, воспоминаний. Но еще раньше, на последней сессии ПКК, немецкий ученый по просьбе вашего корреспондента такими словами охарактеризовал свое отношение к лаборатории-юбиляру:

- Исследования с тяжелыми ионами, которые представляют магистральное направление в научной программе Флеровской лаборатории, - это передний край современной ядерной физики. В мировом физическом сообществе здесь идет острая конкуренция и вместе с тем развивается эффективное международное сотрудничество. Физики в Беркли, США, Дармштадте, ФРГ, в Японии и в Дубне и соревнуются, и кооперируются. Примеров такой кооперации очень много и они отражены в совместных научных публикациях. В GSI всегда были в курсе последних исследований в Дубне и Беркли.

В канун 50-летнего юбилея Лаборатории ядерных реакций вспоминается множество эпизодов, связанных с нашим сотрудничеством. За последние годы произошел мощный прорыв в экспериментальных исследованиях не только в ОИЯИ, но и в GSI, - там тоже синтезировали ряд трансфермиевых элементов. Конечно, все эти работы проходили в тесной коллаборации. Особое место в этой истории занимает изучение процессов деления и квазиделения в реакциях синтеза сверхтяжелых элементов. Мы тогда часто приезжали в Дубну и сделали предсказание, что в спонтанном делении возможны симметричные моды, которые наблюдаются в ядерных реакциях, изучаемых под руководством М.Г.Иткиса. Группа под руководством румынского физика А.Сэндулеску внесла большой вклад в предсказание нового вида распада, в ходе которого из ядра может вылетать углерод. Этот процесс успешно исследуется в Дубне.

Еще один пример связан с исследованиями в области кластерной радиоактивности - нового вида радиоактивного распада, обнаруженного в 1984 году независимо друг от друга группами физиков в Англии и России. Речь шла об эмиссии ядер углерода-14 из ядра радия-223. В дальнейшем в ЛЯР с помощью специально разработанной для этих целей методики были исследованы процессы эмиссии ядер неона-24, магния-28 и кремния-34, то есть новых кластеров, расширяющих наши знания о природе ядерных сил.

Таких примеров можно приводить очень много, а в последние годы, работая в ПКК по ядерной физике, я еще более убедился в том, что коллектив Флеровской лаборатории отличается особенным динамизмом и стремлением к получению результатов на высочайшем мировом уровне, что привлекает к нему взоры ведущих ученых, лидеров этого направления. И я желаю своим коллегам, чтобы они столь же успешно пришли к своему столетнему юбилею!

Профессор Джозеф Натовитц долгое время был директором Циклотронного института Техасского А/М университета США, отмечен титулом "выдающийся профессор США" (distinguish professor). Он - известный физик-экспериментатор, автор многих оригинальных работ по исследованию ядерной материи в экстремальных состояниях. По его инициативе и при его непосредственном участии в Циклотронном институте сооружается ускорительный комплекс для получения пучков радиоактивных ионов - подобно комплексу DRIBs в ЛЯР. Около 15 лет назад, по обоюдной инициативе руководства, эти две лаборатории, а затем и многие группы физиков Европы и Америки, начали продуктивное сотрудничество в области исследования ядерного деления:

- Мне очень повезло, что в свое время установились такие плодотворные и дружеские отношения с коллективом Флеровской лаборатории и это сотрудничество разрослось до таких масштабов. Например, вспоминаю контакты с бельгийскими физиками в эксперименте DEMON. Вы понимаете, что ничего общего с демоническим состоянием эта аббревиатура не имеет. Меня всегда потрясала фантастическая преданность дубненских коллег своему делу. Когда в Техасе лето, в Дубне суровая зима, но у любви не бывает сезонных границ, и мы не замечали за своей работой перепадов температуры… Конечно, хорошо строить воздушные замки, но лучше построить дом на земле. А ЛЯР - это тот замок, который стоит на земле и стал достоянием всего мира. Он опирается на твердую почву и обещает новые достижения и открытия. И это заслуга всех сотрудников лаборатории, которые свою широкую душу вкладывают в наше общее дело.

Александр Кожевников был преподнесен ведущим как сюрприз собранию - генеральный директор Спортцентра "Москва", двукратный чемпион Олимпийских игр, чемпион мира и Европы, участник розыгрыша Кубка Канады, лучший нападающий "команды-легенды" 1982-1988 годов, лучший снайпер чемпионатов СССР по хоккею (486 матчей - 252 гола), заслуженный мастер спорта:

- Мы знаем Институт и юбиляра не только по научным достижениям, о чем сегодня уже говорилось во многих выступлениях, но и по другим областям деятельности, казалось бы, далеким от фундаментальной науки, - в школьном и высшем образовании, в культуре и, наконец, в спорте. Эту разностороннюю деятельность людей науки трудно переоценить. Она имеет огромную притягательную силу, прежде всего своей гуманной стороной. Для многих молодых людей она становится ориентиром в выборе жизненного пути, дает веру в свои силы и возможности. Как человек, посвятивший свою жизнь большому спорту, я не могу не отметить, что Дубна дала нашей стране помимо талантливых физиков не менее блестящих спортсменов - чемпионов мира и Европы по воднолыжному спорту, воспитанников известной в мире школы братьев Нехаевских. Один из братьев - заслуженный тренер СССР и России Юрий Нехаевский - выходец из Лаборатории ядерных реакций, успешно тренирует молодых спортсменов. Для него Лаборатория Флерова осталась родным домом, в котором живут и трудятся его товарищи - верящие в него и болеющие за его дело. Согласитесь, когда общество, большое или малое, строит свою жизнь на общечеловеческих ценностях, его деятельность почти всегда дает прекрасные результаты. И эти результаты - предмет нашей гордости. Мы болеем за вас и любим вас!

Хайнц Геггелер - вице-директор известного Пауль Шеррер Института в Швейцарии, известный ядерный химик, яркий представитель европейской научной школы, прославился своими работами по химии отдельных атомов самых тяжелых элементов таблицы Менделеева. Приехал в Дубну вместе со своей очаровательной женой Хайди в 1975 году и проработал в ЛЯР полтора года. С тех пор началось сотрудничество, которое продолжается по сегодняшний день. Последнее достижение - исследование химических свойств 112-го элемента, осуществленное группами профессора Геггелера и профессора Дмитриева с участием польского коллеги на ускорителе тяжелых ионов Лаборатории ядерных реакций. Имеет склонность к альпинизму:

- Во-первых, извините меня за плохой русской язык - полутора лет в Дубне оказалось мало, но сейчас мне припомнилась одна альпинистская поговорка: "Не очень сложно стать хорошим альпинистом, но очень трудно - старым". Зная лабораторию, я вижу на ее примере, что обязательно надо ставить перед собой только самые сложные, высокие цели. Как и в альпинизме. Георгий Николаевич очень любил природу, любил горы, геологию, и это хорошо видно в его рабочем кабинете, заботливо сохраненном в лаборатории, с его любимой коллекцией минералов. И новые результаты по синтезу сверхтяжелых элементов, полученные в Дубне, можно считать Эверестом в ядерной физике...

На приеме, состоявшемся в Доме международных совещаний, прозвучало много здравиц в честь юбиляров - в эти дни в Дубне собрались вместе с ветеранами и сотрудниками лаборатории многие их коллеги, навсегда сохранившие добрую память о лаборатории, в которой прошли лучшие годы их жизни.

Евгений МОЛЧАНОВ