Защиты


22 мая в специализированном совете Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова Владимир Викторович Глаголев успешно защитил докторскую диссертацию: "Измерение массы t-кварка, разработка и применение методики регистрации вторичной вершины в исследованиях по физике c-, b-кварков на установке CDF2".

Исследование свойств самой тяжелой из ныне известных элементарных частиц - топ-кварка - имеет фундаментальное значение для проверки современной стандартной модели физики частиц и служит основой для поиска проявлений новой физики.

До начала работы Большого адронного коллайдера (LHC) в ЦЕРН единственный источник данных, позволяющий измерить массу топ-кварка, - это протон-антипротонный коллайдер ФНАЛ (Тэватрон) с успешно работающими на нем детекторами CDF и D0. В этих исследованиях важную роль играют сотрудники Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ. Особенно существенен их вклад в определение массы топ-кварка на основе данных установки CDF, а также в разработку и внедрение совершенно нового типа аппаратно-программного комплекса - триггера на вторичную вершину, который позволил примерно в 1000 раз увеличить эффективность выделения искомых событий. Практическую важность такого сорта достижения трудно переоценить.

В этой связи докторская диссертация Владимира Глаголева - это яркий пример целостной и полностью завершенной работы. Им предложена, применена и налажена уникальная аппаратура, что открыло качественно новую возможность измерения недоступных ранее физических величин. И эта возможность была с блеском реализована. В.В.Глаголевым получены результаты первостепенной важности. Действительно, он впервые предложил и применил на CDF2 метод определения массы топ-кварка по дилептонному распаду t\bar{t}-пары, основанный на сканировании углов разлета двух нейтрино. Впервые с помощью этого метода из данных CDF2 определено с высокой точностью значение массы топ-кварка: 169,7±9±4 ГэВ/c2 ГэВ.

Другое важнейшее достижение В.В.Глаголева - разработка и создание аппаратно-программного комплекса (SVT-триггер), способного с высокой точностью в режиме реального времени измерять прицельный параметр треков, что в результате позволило значительно подавить фон и отобрать события, содержащие долгоживущие адроны с b- и c-кварками.

Основная идея триггера на вторичную вершину на основе кремниевого вершинного детектора (SVT) опирается на тот факт, что образующиеся в результате столкновения высокоэнергичных протонов и антипротонов b-кварки вылетают из первичной вершины взаимодействия в составе достаточно долго живущих B-адронов. Эти адроны способны весьма далеко (до 500 мкм) улететь от первичной вершины и лишь потом распасться за счет слабого взаимодействия. Траектории треков заряженных частиц от распада B-адрона не совпадают с направлением на первичную вершину взаимодействия (на оси пучка). Треки вторичных частиц как бы "промахиваются" мимо первичной вершины, что может быть количественно измерено (например, в перпендикулярной к пучку протонов плоскости) с помощью прицельного параметра трека относительно первичной вершины. Поскольку точность измерения прицельного параметра треков кремниевыми детекторами достигает 30 мкм, а прицельный параметр треков от распада B-адронов составляет примерно 100 мкм, то быстрое определение прицельного параметра треков позволяет эффективно, в on-line режиме, отбирать события с такими треками, то есть те события, которые содержат продукты распада b-кварков. Именно это свойство и позволило увеличить статистику событий с B-адронами и, следовательно, тщательно изучить свойства последних.

С помощью этого SVT-триггера на данных CDF2 впервые был зарегистрирован эфект осцилляции B0s-мезонов в анти-B0s-мезоны и выполнено измерение параметра их смешивания Dms=17,3~1/псек. Впервые были зарегистрированы распады B0s и распад b +cр, улучшена точность определения масс B0s-мезона и b-гиперона, измерена разность масс D+s- и D+-мезонов, время жизни b-гиперона и т.п.

Те уникальные знание и опыт, которые аккумулировала в себе успешно защищенная В.В.Глаголевым докторская диссертация, несомненно, найдут достойное применение и развитие в будущих экспериментах ОИЯИ на коллайдерах сверхвысоких энергий нового поколения, таких как LHC и ILC.

Известные ученые США и Италии, возглавляющие международное сотрудничество CDF, тоже дали высокую оценку творческого вклада В.В.Глаголева в достижение результатов коллаборации, описанных в этой заметке.

От лица всех сотрудников отдела множественных адронных процессов, друзей и коллег Владимира Викторовича поздравляем его с защитой докторской диссертации и желаем дальнейших успехов в науке!

В.БЕДНЯКОВ, ученый секретарь ЛЯП, Ю.БУДАГОВ, научный руководитель программы CDF в ОИЯИ, А.СЕМЕНОВ, начальник сектора ЛЯП