Музыка и дети


30 марта свою очередную работу - комическую оперу В.А.Моцарта "Свадьба Фигаро" представил зрителям Дубненский детский оперный театр. Кроме воспитанников театра в музыкальном спектакле были заняты солисты и оркестр Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва), а поставила оперу режиссер Е.В.Бабичева. Седьмая постановка оперного театра за семь лет его существования - это немалый итог напряженной работы всего коллектива и в первую очередь художественного руководителя театра Алены Ионовой, отмечающей в этом году 30-летие своей творческой деятельности. Об этапах творческого пути Алены Львовны, о создании Дубненского детского оперного театра рассказывает заслуженный работник культуры РСФСР создатель детской хоровой студии "Дубна" - "колыбели" всех дубненских хоровых коллективов и хоровых традиций города Ольга Николаевна ИОНОВА.

Бороться и искать, найти и не сдаваться!
А. Теннисон, "Улисс"

Если вспомнить историю "Дубны поющей", то я всегда старалась, чтобы в городе пело как можно больше детей. Городские власти шли мне в этом навстречу, поддерживали и директора школ, помогая открывать филиалы нашей студии в каждой школе. Пели дети, пели вместе с ними их родители и друзья на отчетных концертах в ДК "Мир", а на стадионе во время праздников песни пел весь город! Сегодня традиции студии продолжают хормейстеры многих хоровых коллективов города - выпускники хоровой студии "Дубна". Они прекрасные профессионалы, большие энтузиасты своего дела. Алена тоже начинала с детского хора студии, потом был камерный хор "Кредо", у которого сразу же появились заметные результаты, коллектив выезжал за границу, участвовал в международных конкурсах. Десять лет Алена работала с этим хором и могла бы и дальше работать. Но она никогда не удовлетворялась достигнутым, всегда стремилась к чему-то большему.

Я знаю, ей всегда хотелось работать с коллективом профессионалов, и она обратилась к нашим выпускникам, получившим начальное хоровое образование и впитавшим хоровые традиции студии. Так возник хор выпускников "Виртуозы". Работать с ним оказалось легко и интересно, поскольку хормейстер и хористы разговаривали на одном профессиональном языке. Это позволило значительно обновить репертуар, он стал сложнее, интереснее. Хор участвовал в конкурсах, гастролировал по Европе, каждый раз вызывая восторг и удивление своим профессионализмом. Свой первый конкурс "Виртуозы" выиграли в ЮАР, получив пять золотых медалей. Какие они давали концерты! Зрители плакали. Тогда я впервые поняла, каков ее творческий потенциал.

Каждый человек, не только музыкант, способен на многое, главное - пробудить это желание в себе, мечтать, думать, пытаться что-то сделать для реализации своей мечты и не отступать перед трудностями. Алена так устроена, что не может долго идти одной и той же, пусть хорошо проторенной дорогой, самоуспокоенность - не ее черта. Она всегда стремится к неизведанному, непройденному, к какому-то новому качеству, ищет новые формы.

Как-то, семь лет назад, мы с ней сели и стали думать, в каком направлении развиваться дальше. Вот тогда она и высказала то, что, видимо, давно уже кристаллизовалось в ее душе: "У нас есть подготовленные дети, есть помещение, можно попробовать ставить музыкальные спектакли". Так идея детского оперного театра впервые прозвучала и начала жить. Это дело оказалось совершенно новым не только для нее, но и для всех нас, для всего города. Да и в России нет аналогов, а, по словам Любови Казарновской, помогавшей открыть наш театр, в мире тоже ничего подобного не существует. Нам пришлось перестроить всю работу в рамках хоровой школы, ведь оперы - это штучные изделия, с хоровым искусством это не сравнить. Мы сегодня начинаем детей готовить с года жизни, выращиваем певцов. Сложный оперный язык они постигают изнутри, актерское мастерство Алена ставит каждому солисту индивидуально. Понятно, что в Дубне нет оперных режиссеров, их и в Москве - на вес золота, так что для каждой постановки приходилось искать, уговаривать таких же, как мы, энтузиастов, поскольку платить им безумные деньги мы были не в состоянии.

Жизнь хоровой школы у нас была хорошо налажена, можно было, что называется, спокойно почивать на лаврах, нет, - устроили себе беспокойную жизнь. Театр - это нескончаемые проблемы и вечные тревоги. У театра нет ни государственного, ни муниципального финансирования. Мало того, у нас нет никаких юридических прав: сменится городская администрация - можем и концертного зала лишиться.

Если вспомнить путь, который я прошла в 60-70-е годы, организуя хоровую студию, прививая и развивая ее традиции в городе, - это были совершенно другие условия. Меня все поддерживали, я работала в атмосфере любви и понимания, и мне все тогда удавалось. И я тоже помогала организовывать хоровые школы в других городах Советского Союза, проводила семинары, делилась опытом. С оперным театром мы, добровольно сойдя с накатанной колеи, окунулись во что-то совершенно иное. И так, в постоянном состоянии учащенного пульса и повышенного давления, живем уже семь лет. Казалось бы, уникальная вещь - детский оперный театр, нигде нет, только в Дубне, так гордитесь этим, поддерживайте и всемерно помогайте! Нет, такой поддержки не ощущается. Не могу сказать, что все против театра, но и проблемы наши никак не решаются. А от этого иногда опускаются руки...

Ольга ТАРАНТИНА, фото с премьеры Антонина ЯНАТЫ.