Памяти ученого


Николай Александрович Черников
16.12.1928 - 17.04.2007

Дирекция ОИЯИ и дирекция Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова с глубоким прискорбием сообщают о кончине 17 апреля на 79-м году жизни выдающегося российского физика-теретика, заслуженного деятеля науки РФ, советника дирекции ЛТФ, профессора Николая Александровича Черникова и выражают глубокие соболезнования родным и близким покойного.

В 1951 году, будучи еще студентом Московского государственного университета, Н.А.Черников параллельно начал работать лаборантом в одном из московских физических институтов. С 1952 года научная деятельность Николая Александровича протекала в Дубне, куда он приехал после окончания МГУ.

Молодой ученый проявил полную самостоятельность в выборе направления научных исследований, и уже его первые шаги по выяснению роли геометрии в физике были замечены и поддержаны академиком В.А.Фоком. В работах Н.А.Черникова была развита последовательная формулировка релятивистской кинематики упругих столкновений частиц на основе геометрии Лобачевского и рассмотрены вопросы стохастического движения элементарных частиц. Сегодня, много лет спустя, идея стохастичности в разных ее аспектах привлекает все большее внимание физиков.

После того, как было установлено, что в пространстве скоростей реализуется геометрия Лобачевского, Н.А.Черникову впервые удалось построить релятивистскую кинетическую теорию газов. Полученные им результаты ныне считаются классическими. Работы этого цикла были подытожены в докторской диссертации Н.А.Черникова, успешно защищенной им в 1963 году.

К началу 60-х годов относятся два новых направления исследований ученого: работы по квантовой теории поля в римановых пространствах и работы по нелинейным полевым моделям. Исследования первого цикла открывает статья, имеющая принципиальное значение. В ней получено точное решение уравнения Шредингера, гамильтониан в котором представляет собой зависящую от времени квадратичную по координатам и импульсам форму. На этой основе было открыто новое уравнение для скалярного поля с конформной симметрией, а также получены оператор квадрата массы скалярной частицы и тензор энергии-импульса в римановом пространстве-времени. Таким образом, Н.А.Черников стоял у истоков очень важного научного направления - построения квантовой теории гравитации.

В работах второго направления, выполненных совместно с Б.М.Барбашовым, были впервые найдены частицеподобные решения нелинейных полевых моделей, которые теперь называются солитонами. Позднее возникла физика солитонов, сегодня стремительно развивающаяся и находящая неожиданные применения в квантовой химии, теории молекулярных устройств и других разделах естествознания. Эти работы положили начало построению теории релятивистских протяженных объектов, или струн, - ныне одного из наиболее перспективных направлений исследований, нацеленных на построение всеобъемлющей теории элементарных частиц. Цикл работ по исследованию нелинейных уравнений математической физики был удостоен первой премии ОИЯИ за 1967 год.

В начале 80-х годов Н.А.Черников ввел в общую теорию относительности новый объект - дополнительную (фоновую) связность, и смог придать точный математический смысл эйнштейновскому псевдотензору энергии-импульса гравитационного поля.

Значителен вклад Н.А.Черникова в научно-организационную деятельность и международное сотрудничество Объединенного института ядерных исследований. Многие годы он был председателем и научным лидером регулярных международных семинаров "Гравитационная энергия и гравитационные волны", активным членом Российского гравитационного общества. Свою научную работу профессор Н.А.Черников всегда сочетал с большой просветительской деятельностью. Он выступал с лекциями и перед студенческими аудиториями, и перед маститыми учеными.

Для научного творчества Николая Александровича чрезвычайно характерны самобытность и оригинальность, нацеленность на выявление сути научных проблем, на поиск первых принципов. Смелость научного поиска, безупречная научная добросовестность профессора Н.А.Черникова имели важное значение для воспитания молодых ученых в духе самоотверженного служения науке. Николай Александрович никогда не уходил от обращенных к нему вопросов и как научный руководитель, и просто как коллега, давая советы и делая замечания, которые всегда были конструктивны.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь талантливого ученого. Светлый образ этого замечательного, преданного науке человека навсегда сохранится в памяти друзей и коллег.

А.Н.Сисакян, М.Г.Иткис, Р.Ледницки, В.Г.Кадышевский, А.Н.Тавхелидзе, Д.В.Ширков, В.В.Воронов, А.Т.Филиппов, В.А.Осипов, А.С.Сорин