Мир увлечений


Ежегодно, начиная с 1922 года, в первое воскресенье марта в Швеции проводится самая длинная и самая популярная в лыжном мире гонка - VasaLoppet на 90 км классическим стилем. Трасса гонки проходит между двумя городами - Сален и Мора, расположенных примерно в 400 километрах к северу от Стокгольма (3,5 часа на поезде).

Фото на память: накануне гонки в финишном городке.
Мне наконец-то посчастливилось в этом году принять участие в этом лыжном марафоне. Это была моя давняя мечта, а я всю жизнь увлекаюсь лыжными гонками. Очень непросто зарегистрироваться и получить право для участия в этой гонке. Со всего мира в оргкомитет соревнований поступает более 60 тысяч заявок, а пропускная способность лыжной трассы - не более 20 тысяч спортсменов, поэтому приходится ограничивать количество участников.

Немного об истории этой гонки. Она получила свое название в честь Густава Васа (Gustav Eriksson Vasa), жившего в 16-м веке и боровшегося за независимость Швеции от Дании. В ту пору будущий глава государства должен был быстро ходить на лыжах в поисках своих сторонников, а также во избежание нежелательных встреч с врагами. Народная легенда гласит о том, что переход в окрестности современных городов Сален и Мора, совершенный Густавом Васа, чтобы привлечь на свою сторону жителей этой части Швеции, сыграл решающую роль в войне за независимость.

Памятник королю Vasa поставлен на финише.
В 1523 году Густав Васа был избран королем независимой Швеции. В городе Мора ему установлен памятник. В 1922 году Андерс Перс, редактор местной газеты, предложил провести лыжную гонку в честь Васа. Андерс дал название этой гонке - VasaLoppet, с тех пор он считается основателем гонки. Первая гонка состоялась 19 марта 1922 года, и на старт вышли 119 лыжников. Первым победителем гонки со временем 7 час. 32 мин. 49 сек. стал Ернст Алм. Ежегодная традиция была нарушена только из-за отсутствия снега в 1932, 1934 и 1990 годах.

VasaLoppet является для Швеции, Норвегии и Финляндии элементом национальной культуры, событием года. Имя победителя гонки становится достоянием истории и золотыми буквами гравируется на мраморе в музее. Надо сказать, что скандинавы титул победителя гонки VasaLoppet ставят выше титула олимпийского чемпиона. Из всех сильнейших лыжников СССР, участвовавших в этой гонке, победителем становился только однажды Иван Гаранин (1977 г.), а из гонщиков России в 1997 году эту гонку выиграл Михаил Ботвинов.

Финишный створ - улицы города превращены на три недели в лыжный стадион.
Итак, о гонке VasaLoppet-2007. Проблема в этом году была одна - отсутствие снега до конца января, отсюда - вероятность отмены гонки. Но в феврале насыпало снегу, и организаторам удалось подготовить трассу: ее непрерывно укатывали, подсыпали и нарезали. Я добрался до места назначения вечером 1 марта вместе с группой лыжников из Москвы, разместились мы в частном доме с очень гостеприимными хозяевами. Они предоставили в наше распоряжение весь свой дом и даже убрали на улицу свой "Вольво", освободив нам гараж для подготовки лыж. На следующий день мы получили стартовые номера, электронные чипы и всю необходимую информацию. Свободное время использовали для просмотра трассы (финишной части), проверили варианты смазки на держание (гонка классикой). Выбор смазки был очень важен, так как погода стояла весенняя, неустойчивая, - от нуля до +4°. Город небольшой, около 25 тысяч человек. Центральная его часть отдана под гонку на три недели, некоторые автодороги засыпаны снегом и превращены в лыжную трассу. Трасса обнесена ограждением, через нее проложены коврики, чтобы пешеходы могли проходить, не испортив лыжню.

В день старта, 4 марта, все участники из Мора на комфортабельных автобусах прибывают в Сален на огромную стартовую долину, расположенную между сопок. Мы выехали в 4 часа утра, на старте были около 6 часов. С 6 часов начинается регистрация участников, этот процесс полностью автоматизирован. Электронный чип крепится на ноге каждого участника и при прохождении его только через свой коридор данные заносятся в компьютер.

Так как наша группа первый раз принимала участие в гонке, то мы получили далекие номера (у меня был №15141) и должны были стартовать из седьмого коридора, то есть перед нами стояли уже более семи тысяч человек. После регистрации участники занимают место на старте в пределах своего коридора, ставят лыжи и могут выйти из коридора. Остается около часа, чтобы размяться, что-то съесть и попить. За 30 минут до старта мы уже сняли теплые куртки и брюки, переобулись в лыжные ботинки и остались в гоночных комбинезонах. Все вещи упаковываются в мешки с номерами участников и относятся в большие машины, которые доставят их на финиш в Мора.

За час до старта гонки после регистрации лыжи ставятся в свой коридор и занимается позиция на старте.
Погода продолжала преподносить сюрпризы: за 20 минут до старта пошел хлопьями сырой снег, и температура явно повышалась. (На фото я запечатлел момент, когда участники оставили свои лыжи на старте и ушли разминаться и переодеваться.)

В этом году участие в гонке приняли 19,5 тысяч человек. Старт всегда общий (все стартуют одновременно) и дается в 8 утра. Со старта начинается длинный подъем (более 4 км) с перепадом высоты более 200 м. В этот момент главное - не поломать палки: объехать на старте никого невозможно, поэтому двигаться пришлось медленно. Когда появилась отметка в конце подъема: "До финиша 87 км", - я рассмеялся и подумал про себя, что тут случайных людей не бывает, нормальному человеку при такой информации может стать худо. На трассе семь питательных пунктов, на них можно было поменять смазку бесплатно, это делали эксперты известной швейцарской фирмы "TOKO".

Первые 4 км были пройдены за один час, и я понял, что попасть в первую тысячу на финише не удастся, да и медаль не получить (памятную медаль дают только тем, кто проигрывает не более половины времени победителю). После первых 20 км колонна участников стала растягиваться, и можно было уже бежать своим темпом, но все время искать просвет для обгона. На отметке 10 км я был 6696-м, к отметке 50 км уже 4313-м, а на финише - 3441-м со временем 6 час. 49 мин. 18 сек., сумев-таки получить памятную медаль. Финишировал в нормальном состоянии, успел услышать свою фамилию и страну Россия.

Финишную часть проверяют эксперты за день до старта.
Финиш фиксируют на большом электронном табло, диктор называет имя каждого участника и его страну. Вдоль почти всех 90 километров стоят болельщики и подбадривают участников, мне кричали по-русски "давай быстрее", так как на нагрудном номере был флаг России. После финиша всех участников ждут теплые автобусы и отвозят к месту, где можно переодеться, принять душ и подкрепиться. Там же вручают памятный диплом (очень красивый).

Выиграл гонку шведский лыжник Oskar Svard с временем 4 часа 43 мин. 40 сек. Это очень высокий результат для такой сложной погоды. Он в финишном створе опередил на мгновение лидера Кубка мира по марафонам Jerry Ahrlin. В сборной России не было сильнейших гонщиков, лучшим из россиян стал Олег Терентьев (Мурманск) - 283-е место и время 4 часа 56 мин. 58 сек. Двукратный олимпийский чемпион эстонец Андрюс Веерпалу не смог попасть в призеры и был 14-м, уступив полторы минуты победителю.

Поездка в Швецию заняла четыре дня с дорогой и оставила самые приятные впечатления о стране и о шведах. Организация гонки соответствует высочайшему уровню, чувствуется, что этим занимаются профессионалы, а не чиновники (чиновники помогают, но не наоборот!). Это надо учесть нашему оргкомитету Дубненского марафона "Николов Перевоз", чтобы эта гонка была тоже визитной карточкой города. Все подчинено удобству и комфорту участников, на улицах города огромное количество рекламы. Я не видел на улицах Мора ни одного курящего.

Улицы города Мора вблизи трассы.
В заключение постараюсь ответить на вопрос большинства людей, которые не принимали никогда участия в марафонах: ЗАЧЕМ? Конечно, в нашей жизни и так полно испытаний и трудностей, зачем себя истязать еще и такой длинной гонкой? Во-первых, повторю - для меня это была мечта юности, я знал об этой гонке еще в школе, в молодости не было возможности съездить, а сейчас уже время бежит неумолимо и очень хотелось успеть пробежать эти знаменитые 90 км. Во-вторых, хочется вселить бодрость и уверенность в знакомых и незнакомых, что в человеке всегда есть запас энергии и жизненных сил. И даже в солидном возрасте (мне уже 58 лет) люди могут поддерживать нормальные физические кондиции.

Мне всегда представляется моделью жизни марафон, когда на старте (в молодости) все бодрые и красивые, затем, в середине марафона, вырабатывается определенная позиция и свой темп, а на финише, конечно, появляется усталость - и вот в этот момент надо постараться красиво финишировать! Желаю всем жителям нашего города здоровья и активного долголетия, чаще выходить на лыжные трассы, в том числе и на "Николов Перевоз-2008".

Николай ЗАМЯТИН, сотрудник ЛФЧ ОИЯИ, фото автора.