Проекты XXI века: от DC-60 к DC-350


"Мы прекрасно понимаем друг друга" - единодушно констатировали участники семинара-совещания "Запуск циклотронного комплекса тяжелых ионов DC-60 для прикладных задач. Подготовка проекта циклотрона DC-350 для научных исследований на пучках тяжелых ионов".

21 сентября 2006 года, столица Казахстана Астана.
При Евразийском университете имени Л.Гумилева открыт Междисциплинарный научно-исследовательский комплекс на базе циклотрона тяжелых ионов DC-60, созданного в Объединенном институте ядерных исследований. Успешное завершение проекта DC-60 дало импульс к расширению сотрудничества, и в настоящее время руководство республики рассматривает проект создания ускорителя сверхтяжелых элементов DC-350, который предлагают осуществить специалисты ОИЯИ и Национального ядерного центра Алматы.

16 февраля 2007 года, конференц-зал Лаборатории ядерных реакций.
Всего лишь полдня было отведено на семинар-совещание, на котором были зафиксированы, на пути от DC-60 к DC-350, как основные результаты большой команды, так и задачи на ближайшие годы и перспективы исследований, как минимум, на двадцать лет.

В ходе разработки и создания новых проектов ускорителей DС-72, DC-60, DC-350 сложилось широкое сотрудничество между заводами России и зарубежными фирмами, которое позволило в короткие сроки создать оборудование на самом высоком техническом уровне. На семинар-совещание приехали более 20 представителей 9 основных предприятий, участвовавших в проектах. Эти полдня оказались невероятно насыщенными огромным количеством информации - так что и сотрудники лаборатории, и гости, принимающие участие в проекте, которые по окончании совещания делились с корреспондентом газеты своими впечатлениями, признавались, что получили хороший импульс для дальнейшей работы.

Первую часть семинара открыл директор ЛЯР С.Н.Дмитриев коротким обзором, посвященным созданию специализированных ускорителей для прикладных исследований и собственно приложениям ядерно-физических методов в смежных областях науки и технологий. Итоги большой работы коллектива лаборатории и смежных организаций по созданию ускорителя ДЦ-60 подвел в своем докладе Б.Н.Гикал. Популярная ныне тема нанотехнологий приобрела конкретное наполнение в докладе В.Ф.Реутова. О ядерных мембранах и новых разработках в этой области рассказал П.Ю.Апель.

Вторая часть семинара была посвящена проекту создания нового научного центра тяжелых ионов в Казахстане, одна из основных задач которого - синтез сверхтяжелых элементов. Сессия проходила под председательством научного руководителя ЛЯР Ю.Ц.Оганесяна. Докладам предшествовала выразительная компьютерная демонстрация нового проекта DC-350. С обзором программы исследований на новом ускорительном комплексе, создаваемом при Институте ядерной физики в Алматы, выступил А.Г.Попеко. Конкретно и четко, в сравнении с аналогичными ускорительными комплексами, действующими и создающимися в мире, докладчик показал, насколько конкурентоспособны предлагаемые ЛЯР проекты. Не случайно определение "разумный" довольно часто повторялось в его обзоре: разумные сроки, стоимость, эксплуатация...

Весьма обстоятельно проанализировал в своем докладе тенденции развития ускорителей тяжелых ионов в мире и особенности нового проекта для Алматы Г.Г.Гульбекян. DC-350 - это синтез новых идей и технологий, разработанных как в ЛЯР, так и в зарубежных центрах. Технико-экономическое обоснование проекта передано заказчику и проходит в настоящее время экспертизу. Срок выполнения проекта разделен на два этапа. Создание оборудования ускорителя за три года будет выполнено в ЛЯР. Еще год - на монтажные и пусковые работы. К моменту начала монтажных работ ИЯФ Алматы построит новое здание научного центра.

Комментарий Ю.Ц.Оганесяна.
Совершенно неслучайно такие партнерские отношения сложились именно с нашими коллегами в Казахстане. Там была прекрасная школа физиков, которые работали на собственном ускорителе и реакторе. Очень хорошо подготовленный коллектив. То, что мы сегодня планируем, - это экстраполяция результатов, достигнутых к сегодняшнему дню. А результаты эти получены на установках, построенных двадцать лет назад. И теперь, когда мы выстраиваем программу на следующие два десятилетия, необходимо тщательно проанализировать все, что сделано, чтобы это обозримое время было продуктивным. Интерес к нашим наработкам, к проекту нового ускорительного комплекса есть в научных центрах России, США, и если правильно поставить задачи, то за короткое время в Алматы может возникнуть новая международная лаборатория.

Что нового в проекте DC-350 по сравнению с У-400? Каковы принципиальные отличия? Электростатический вывод пучка; плавная вариация магнитного поля; ионный источник на основе сверхпроводимости. Это явный прогресс, большая заслуга сотрудников отдела ускорителей, технологов.

Комментарий С.Н.Дмитриева.
В мае-июне этого года правительство Казахстана должно принять решение о начале реализации проекта. Предстоит большая напряженная работа как специалистов ЛЯР, так и наших смежников, для которых это сотрудничество означает не столько возможность заработать (это не такой уж прибыльный заказ), сколько признание их предприятий на уровне крупнейших международных коллабораций, один из путей интеграции российской экономики в мировую экономическую систему. Примером может служить уникальный изотоп кальция-48, который мы используем в экспериментах по синтезу новых элементов. Фирма, которая разработала технологию получения этого изотопа, сейчас поставляет его не только в ЛЯР, но и во многие научные центры западных стран. Следом за DC-350 нас ждет предложение из Пекина на создание ускорителя DC-72. Это хорошая возможность для российских предприятий, которые участвуют в реализации таких проектов, утвердиться на мировом рынке высоких технологий.

Заместитель генерального директора НИИЭФА имени Д.В.Ефремова по производству, директор завода электрофизического оборудования (Санкт-Петербург) Андрей Михайлович Тюриков:

- Все ускорители, созданные в Лаборатории ядерных реакций, - циклотроны У400, У400М, DC-60, DC-72, ИЦ-100 - были сделаны с нашим участием. Ну и, будем надеяться, проект DC-350 тоже без нас не обойдется.

- У вас есть какие-то трудности при контактах с заказчиками, может быть, на уровне технических заданий?

- Однозначно могу сказать, что для нашего предприятия работа по заказам ОИЯИ, ЛЯР - абсолютно комфортна. И на стадии предварительного обсуждения, и на стадии принятия совместных решений, и в процессе реализации никаких проблем не возникает. Мы прекрасно понимаем друг друга и с технической точки зрения, и с руководством у нас есть полное взаимопонимание, и с точки зрения менеджмента на стадии реализации проекта.

- Насколько вам было интересно сегодняшнее совещание?

- Для участников проекта, который сегодня рассматривается, важно понять цели этой задачи, сложности ее реализации, перспективы. Это необходимо. И информация, которую получаем на таких совещаниях, с одной стороны, расширяет кругозор, а с другой стороны, наводит на какие-то идеи. Например, на основе трековых технологий, о которых здесь шла речь, мы можем выйти на какие-то совместные бизнес-проекты, использовать ядерно-физические методы в развитии нашего производства.

- То есть вы в каком-то смысле можете стать полигоном для испытания этих методов...

- Да, конечно, потому что мы обладаем широкими производственными возможностями, а ЛЯР - очень высоким научным потенциалом, такое сотрудничество может и деньги приносить.

- А то, что Дубна стала особой экономической зоной и сюда привлекаются предприятия-резиденты, - это вам близко или далеко?

- Конечно, такая информация есть, потому что мы общаемся не только в узком плане каких-то конкретных проектов. Нас же всех интересуют наши перспективы с точки зрения государства, как оно смотрит на развитие науки, высокотехнологичных отраслей экономики. И когда я в прошлом году услышал о новом статусе Дубны, то порадовался за коллег. Если, конечно, инвестиционный климат в ОЭЗ будет более благоприятным. Мы иногда понимаем инвестиции в одностороннем порядке - как источник финансирования. Но с другой стороны, инвестиции ведут к конкуренции, а это только на благо. Мы в некоторых отраслях считаем себя монополистами, и поэтому начинаем терять технический уровень...

Главный инженер по производству технологического оборудования Новокраматорского машиностроительного завода Александр Иванович Титаренко:

- Наш завод - одно из самых крупных в Европе машиностроительных предприятий. Мы поставляем продукцию во многие страны мира. Успешно конкурируем во многих тендерах с европейскими грандами машиностроения. У нас есть собственные базовые инжиниринговые разработки по таким направлениям, как станы горячей прокатки, широкополосные станы, а также машины непрерывного литья заготовок. Мы владеем современным инжинирингом по металлургическому переделу, есть печи сталеплавильные, с учетом самых последних доработок, а также установки печь-ковш.

Сюда меня привело приглашение участвовать в очень серьезном проекте по созданию нового циклотрона.

- Опыт у вас уже есть, поскольку DC-60 во многом обязан вашему производству?..

- Да, в 2004 году была произведена поставка металла с нашего предприятия для производства основного магнита циклотрона DC-60, и в Дубне остались очень довольны, у меня здесь появились друзья. Вы же видите, какое здесь к нам отношение... Но 2007 год - это не 2004-й. Со временем утекло много воды. Наше предприятие интенсивно технически перевооружается. Я приглашал ваших руководителей посетить наш завод, и вот с 2004 года его уже не узнать...

- То есть, это буквально за последние годы так все изменилось?

- Десятки миллионов долларов вкладывается в приобретение новых станков, причем, самых широких возможностей. И поэтому я обязуюсь изготовить заказанные магниты с высочайшим качеством, на уровне европейского, и организовать их поставку!

- А то, что сегодня обсуждалось на этом совещании, - дало вам представление о масштабах этой работы, ее значимости?

- Да, конечно, то есть я знал, что мы должны поставить 1200 тонн механического оборудования. Но! Но я не представлял всю значимость этого проекта. И когда получил комплексное представление, с учетом всех аспектов рассмотренных направлений, вот тогда я стал считать эту работу на уровне проекта века.

Причем, это не только технический шаг, но и политический, мы непременно должны показать, что мы, славяне, не только не утратили, но и приобрели, и что мы можем на равных тягаться с европейскими и американскими, японскими учеными, технологами. И кроме того, мы не должны забывать, что у нас были весьма серьезные наработки в этой области. И, наверное, первые советские ускорители были здесь, в Дубне, построены? Ведь так?

- Практически да, а еще хочу напомнить, что и вы не лыком шиты - ваши друзья в ЛЯР рассказали мне, что Крымский мост в Москве, один из самых уникальных в мире, - это тоже ваша работа, тоже история, 30-е годы прошлого века...

- И все советские станы горячей прокатки практически построены Новокраматорским заводом. И все космические аппараты, которые запускались с Байконура, реализовывались при непосредственном участии нашего предприятия. Была номенклатура, по которой наше предприятие держало монополию. В частности, стартовые комплексы, шахтовое оборудования для стратегических и баллистических ракет, - тоже все наше, все это еще в Советском Союзе было.

- Александр Иванович, а когда к вам обратились дубненцы - какова была ваша первая реакция?

- Хорошая реакция! Да! Они ученые. Люди очень интеллигентные. Они правильно подошли. И так разговаривали, что реакция сразу стала положительная. С такими людьми очень приятно общаться. И мы теперь продолжаем наше общение и будем его развивать дальше. И я бы хотел, чтобы остальные лаборатории тоже с нами сотрудничали. Мне Гульбекян Георгий Герасимович подсказал, что надо поработать с остальными лабораториями.

Директор Базы развития и внедрения Болгарской академии наук Стефан Раднев:

- Поколения меняются, а я был главным конструктором большой установки ФОБОС... Тогда мы начали совместно работать с ЛЯР. И, может быть, вы меня интервьюировали тогда, когда мы сделали эту конструкцию. Я тогда часто бывал в Дубне. Сейчас это сотрудничество насчитывает почти 25 лет, и мы изготовляем разные изделия. Это вакуумная техника, ядерные приборы диагностики пучка, и не только для ЛЯР, но и для ЛВЭ и ЛНФ, - мы сотрудничаем с несколькими лабораториями ОИЯИ. Но - пусть другие не обижаются, наиболее интересно и престижно работать с ЛЯР. И наши конструкторы всегда работают с удовольствием, и интерес здесь не только и не столько в деньгах, сколько в самом факте такого сотрудничества с ведущими учеными и специалистами ОИЯИ и в том опыте, который нарабатывается в процессе этого сотрудничества. Этот опыт используется и в процессе нашего взаимодействия с институтами Болгарской академии наук, а еще есть сотрудничество с Дрезденом и другими центрами.

Первое впечатление о совещании - было радостное событие. Успешно закончен один большой проект. Второе - еще одна большая перспектива, связанная с созданием нового ускорительного комплекса DC-350. И моя оценка тех замечательных результатов, которые получены в ЛЯР, с точки зрения инженера, который разрабатывает научные приборы, - то, что еще как минимум на 20 лет закладываются основы для развития научных исследований как в Казахстане, так и в Дубне. Таких установок не так много в мире, и эта будет представлять интерес не только для наших физиков, но и для их коллег из других стран-участниц ОИЯИ.

Мне доставляет удовольствие, что Болгария, несмотря на все трудности 90-х годов, продолжает принимать участие в работе ОИЯИ и сейчас здесь работает довольно много молодых сотрудников из нашей страны. И даже был какой-то разрыв между поколениями, была тенденция, когда молодежь старалась уехать на запад. Но сейчас, мне кажется, все начинает возвращаться на круги своя.

Заместитель директора по маркетингу ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец"" имени А.С.Артемова Валерий Михайлович Девятков:

- Мы уже не раз писали об этом ускорителе, о новых технологиях, заложенных в основу его конструкции, как и кем он делался...

- А я уже к следующему поколению принадлежу... Как окончил наш Тамбовский институт химического машиностроения, так и работаю на этом предприятии всю жизнь. И вроде так все и должно быть.

- Вот это-то как раз и замечательно! Пусть ветераны увидят, в чьи руки, так сказать, передается знамя...

- Резонаторы, которые заказывает ЛЯР, для нас являются как бы самым высокотехнологичным производством - по качеству, по чистоте, по соблюдению каких-то жестких норм, требований. Все-таки продукция у нас массовая идет, а тут эталон, и к нему большее внимание, ставят лучших людей. Мы в основном работаем с медью и нержавеющей сталью. И соответственно развиваем такие технологии. Есть пищевое направление - емкости для пива, водки, спирта из нержавейки. Уникальные, в общем, изделия... Например, емкости для пива длиной 30 и диаметром 6 метров. Эту продукцию знает вся Европа.

Сейчас атомная энергетика начинает более-менее развиваться. Все, что связано с емкостным, теплообменным оборудованием, - это большей частью мои задачи. В Бушере строят атомную станцию, в Индии, в Китае, еще четыре блока будут в Индии и два в Болгарии... Ну, а наука - это то, с чем мы связаны начиная с 70-х годов.

Артемов Николай Степанович, имя которого носит наше предприятие, руководил "Комсомольцем" несколько десятилетий. А сейчас завод возглавляет его сын. За годы перестройки заводчане сумели сохранить основное оборудование, и оно было вновь запущено, когда к нам приехали дубненцы со своим словацким проектом. Расконсервировали одну из печей для диффузионной сварки, и, чтобы восстановить технологию, пригласили людей, которые уже на пенсии были, а их дети возглавляли к тому времени технологические службы. На казахском проекте уже молодое поколение работало…

Заместитель генерального директора по микрокриогенной технике, НТК "Криогенная техника", город Омск, Владимир Иванович Ляпин:

- Наша продукция - криогенные вакуумные насосы... Многое здесь в Дубне используется в лабораториях, и вот теперь пошел первый проект международный. Надеемся, что будем и дальше работать. Потому что здесь на самом деле идет взаимообогащение. Новые требования заставляют двигаться дальше, развиваться, совершенствовать технологии... Сегодня, конечно, это здорово придумали, все встретились, пообщались, много нового услышали... И это правильно - в конце концов, мы одно дело делаем.

DC-350 - это колоссальный проект. Так что совещание очень своевременное, очень нужное. Мы собрались вместе, российские производители и, возможно, те, кто будут задействованы в этом проекте. Любая новая работа, любая новая проблема требуют новых решений. Иногда задачи кажутся трудновыполнимыми, но берешься, делаешь, и все нормально. Сегодня очень важное мероприятие, и спасибо всем, кто его организовал!

...На вечернем фуршете после совещания, где была записана большая часть интервью, меня не покидало ощущение подлинного товарищества, объединенного общими устремлениями, - вместе со своими партнерами, в чем-то дополняя их, а в чем-то "провоцируя" на откровения, участвовали в беседах инженеры, технологи, конструкторы ЛЯР. И - не хотелось ставить точку в этих беседах, тем более, что впереди новая, еще более сложная, общая их задача.

Евгений МОЛЧАНОВ