К 50-летию запуска синхрофазотрона


Ускоритель должен быть лучшим в своем классе, тогда он привлечет пользователей и станет источником открытий. Свидетельство тому - триумфальный запуск синхрофазотрона 12 апреля 1957 года и последовавшее вскоре открытие новой элементарной частицы - антисигма-минус гиперона. Эти события имели непревзойденный до настоящего времени общественный резонанс и в немалой степени способствовали поддержке развития физики частиц на многие годы вперед.

О тех, кто непосредственно участвовал в первых открытиях на синхрофазотроне, вспоминали на мемориальном объединенном семинаре ЛВЭ и ЛФЧ, посвященном 85-летию профессора Михаила Иосифовича Соловьева, состоявшемся 2 марта. Его коллеги и соавторы открытия - профессор А.А.Кузнецов и кандидат физико-математических наук Е.Н.Кладницкая рассказали о становлении и основных вехах пути этого известного ученого и организатора науки, об атмосфере, в которой совершилось открытие.

Уроженец здешних мест, выходец из крестьянской семьи талдомского Пошехонья, М.И.Соловьев, пройдя войну, закончил МГУ, защитил диплом под руководством будущего нобелевского лауреата И.М.Франка в ФИАН и в 1955 году в Дубне занялся разработкой жидководородных пузырьковых камер - основных тогда детекторов частиц. За успехи в исследованиях в 1964 году ему была присвоена докторская степень, минуя стадию кандидатской. Почти сразу после запуска синхрофазотрона в 1958 году первая из пузырьковых камер начала облучаться на ускорителе. К обработке данных с нее подключились также представители стран-участниц образовавшегося Объединенного института.

В 1961 году группой исследователей, сформировавшейся вокруг пропановой камеры, на конференции в Беркли был представлен доклад об открытии новой элементарной частицы - антисигма-минус гиперона. Среди авторов этого открытия, кроме М.И.Соловьева и упомянутых выше докладчиков семинара, были также тогдашний руководитель сектора китайский физик профессор Ван Ган Чан и румынский физик Александру Михул, впоследствии вице-директор Института, и другие.

В дальнейшем вокруг пропановой камеры сложилось сотрудничество десятков и даже сотен физиков из стран-участниц и других стран. По инициативе М.И.Соловьева были организованы во многих странах специальные центры по обработке камерных снимков, что способствовало развитию физики высоких энергий непосредственно в странах-участницах.

Несмотря на преимущественное использование электронных детекторов в современной физике, обработка данных с жидкостных камер продолжается до сих пор и, как выяснилось по ходу семинара, в лаборатории в ней принимает участие уже третье поколение физиков из Болгарии.

Камерное сотрудничество стало прообразом тех гигантских коллабораций физиков на современных установках и предтечей того, что называется физикой на расстоянии, кажущееся теперь в эпоху Интернета и GRID естественным дополнением к экспериментам. В дальнейшем был открыт f0-мезон, а после перемещения 2-метровой пропановой камеры на новый ускоритель в Серпухов обнаружены многие явления, изучаемые в современной физике, такие как, например, множественное рождение частиц, полный развал ядра мишени, пионные струи и другие. В 1972 году камера возвращается на синхрофазотрон для начавшихся исследований с ускоренными ядрами.

О возникшем в отделе трудами его сотрудников М.И.Подгорецкого и Г.И.Копылова новом научном направлении - интерферометрии физики высоких энергий, которое получило широкое признание в мире, рассказал также один из его создателей - доктор физико-математических наук В.Л.Любошиц. В докладе доктора физико-математических наук Н.Г.Фадеева обсуждалась трактовка некоторых понятий теории относительности в связи с геометрией Лобачевского.

В заключительном докладе доктор физико-математических наук А.А.Балдин подчеркнул современное значение данных, полученных на пузырьковых камерах для изучения многочастичных взаимодействий. В частности, актуален перевод этих материалов в компьютерную форму хранения, легко доступную современным пользователям. Их анализ с использованием пространства Лобачевского, по мнению докладчика, позволит исследовать черенковское подобие ядерного излучения, проводить поиск экзотических состояний ядерной материи, анализ струй и резонансов и множественного рождения частиц.

Два последних доклада сопровождались продолжительной дискуссией, которую провел руководитель семинара профессор В.А.Никитин.

Профессор И. КОЛПАКОВ