Новогодние интервью


Знакомьтесь - Александр Рудаков, 23 года, инженер группы электронного охлаждения отдела новых ускорителей ЛЯП. В прошлом году окончил филиал МИРЭА, в группу пришел еще студентом четвертого курса. Не знаю, насколько он является типичным представителем своего поколения, но некоторые из его увлечений, на мой взгляд, не очень характерны для сегодняшней молодежи. Саша увлекается прохождением пещер и любит путешествовать автостопом.

Почему пещеры, а не горы или байдарки, например?

Друг увлекся пещерами, и мы решили попробовать спуститься вместе. Посмотрели информацию в Интернете. Под Москвой есть старые каменоломни, Съяны называются. Там, кажется, когда-то добывали известняк для строительства Белого города в Москве. Это разветвленная система туннелей и проходов, хотя место и популярное у туристов и довольно обжитое - с метками, знаками и надписями на стенах, но первый раз без карты там делать нечего. Это не очень сложные пещеры: внутри можно спокойно ходить, не преодолевая постоянно каких-то препятствий. В рабочие дни там, практически, никого нет, а в выходные бывает много народу, человек тридцать сразу ходят, но это не значит, что все время с кем-то встречаешься под землей. Просто на входе есть специальный журнал, куда все записываются а, уходя из пещеры, вычеркиваются. Это необходимо из соображений безопасности: если кто-то не выписался из журнала, тогда можно надеяться, что рано или поздно будут вызваны спасатели.

Насколько это опасное занятие?

Обвалы в Съянах случаются редко, выходящий народ всегда предупреждает о свежих завалах. Вообще, чтобы с кем-нибудь что-то случилось - тоже редкость. Все в порядке, если есть фонарик и карта, а когда идешь не впервые, то и карта, практически, уже не нужна - центральные "улицы" помнишь и к выходу дорогу найдешь всегда. Но без света двигаться не сможешь и точно не выберешься, поэтому запасной фонарик - вещь обязательная. Проходы, в общем-то, ровные, идти легко, но иногда бывают сужения, каменные завалы, так что внимание и освещение требуются.

Если идешь с ночевкой, то нужны к тому же спальник, туристический коврик, еда. Воду всегда можно набрать из "резервуаров" - пластиковых бутылей, в которые она собирается с потолка пещер. Ночью беспокоят крысы, их не очень много, и тут главное спрятать от них повыше пищу. Недалеко от входа встречаются летучие мыши, но они боятся людей.

В пещерах всегда держится температура 7-8 градусов, поэтому, когда мы решили слазить прошлой зимой, в тридцатиградусные морозы, то труднее всего оказалось преодолеть путь от электрички - это час-полтора пешком.

Автостопом мы увлеклись немного позже, но уже два лета доезжали таким способом до Сочи. Даже когда едем вдвоем с другом, лучше разделиться и добираться до условленного места поодиночке, так быстрее получится. Хотя бывает, что и один стоишь на обочине несколько часов подряд. В среднем, из Дубны до российской части черноморского побережья мы добирались за 4-5 суток.

Неужели интересней стоять часами в пыли на обочине, вместо того, чтобы купить билет на поезд и в заранее известное время оказаться на море?

Мы же по пути еще стараемся посмотреть достопримечательности в тех городах, через которые проезжаем, - для этого специально заранее ищем необходимую информацию в Интернете. В поездке знакомишься с разными людьми, с такими же стопщиками, а большой компанией интереснее путешествовать. И отдыхать потом веселее, хотя больше трех дней жить на одном месте даже на море скучно. Мы переезжаем с места на место, ходим в горы, купаемся в море, ныряем, ловим рыбу, маленьких крабов...

Маленьких?

А большие больно щиплются клешнями.

Один раз ночевали в домике у сторожа в горах, где добывали камень, он нас научил готовить больших виноградных улиток - очищенные и жареные с помидорами, они получаются очень вкусными. В горах растут ежевика, высокие, больше метра, кусты черники, а ягодки на них такого же размера, как и здесь.

Но все-таки в таких путешествиях вы испытываете много неудобств...

Больше всего неудобств на дорогах доставляет милиция - требуют местную регистрацию, рюкзаки проверяют, цепляются к нашему не всегда чистому внешнему виду. Времени с ними теряем много. Бывает, что не высыпаемся, потому что хочется побыстрее доехать. Если трасса пересекается с железными дорогами, то можем часть пути проехать на электричках, специально чтобы выспаться. Кстати, в горах на тех каменных разработках я заночевал в ковше экскаватора и очень хорошо выспался, ночевка была приятнее, чем на вокзале. Конечно, лучше брать с собой палатку, но, в принципе, достаточно и спальника.

Еще нужно терпение - стоять и ждать, когда кто-нибудь захочет подвезти. Движение на трассах южного направления очень интенсивное, но подвозит далеко не каждый водитель. Если повезет и возьмут в иномарку, то можно очень быстро доехать, на грузовых - медленнее. Нужно знать, где стоять. Если немного отойти от поста ДПС, перед которым водители всегда снижают скорость, - больше шансов, что кто-то затормозит. Как-то у Горячего Ключа нас пятеро собралось, и все в течение часа уехали дальше к морю, а можно стоять 5-6 часов безрезультатно. Но при всех "простоях" восемнадцать дней нам обычно хватает на дорогу в оба конца и на хороший морской отдых. Так что, этим летом опять поедем автостопом...

Беседу вела Ольга ТАРАНТИНА