Пусть каждый день - 8 марта!


28 февраля отметила юбилей ученый секретарь Лаборатории информационных технологий, кандидат физико-математических наук Татьяна Александровна Стриж. Старший научный сотрудник, начальник сектора, автор и соавтор более 100 научных работ, она работает в Лаборатории вычислительной техники и автоматизации с 1973 года. Ею созданы пакеты программ для обработки данных с фильмовых детекторов, эффективные алгоритмы и комплексы программ для расчетов моделей полярона и квантовой хромодинамики, теоретические расчеты по проблеме мю-катализа. Т.А.Стриж - участник проекта "Создание прототипа центра базовых GRID-сервисов нового поколения для интенсивных операций с распределенными данными в федеральном масштабе", соавтор вошедшего в наукоградскую программу проекта "Дубна-Грид", цель которого - объединение вычислительных и информационных ресурсов Дубны на основе метакластерных и GRID-технологий.

Рассказать о юбиляре мы попросили советника директора ЛИТ профессора Р.Г.Позе:

- Татьяну Александровну я знаю давно. Сначала узнал ее как хорошего программиста. А когда в начале 90-х годов должность ученого секретаря ЛВТА оказалась вакантной, Игорь Викторович Пузынин предложил сотрудницу своего сектора. Эта идея: женщина - ученый секретарь - мне понравилась, и, как показало время, оказалась весьма плодотворной. Татьяна Александровна быстро вошла в курс дела и активно включилась в работу. Ко всем поручениям она относилась и относится очень ответственно, выполняет их обстоятельно, всегда видит проблему немного шире заданных условий. Мне очень нравится ее творческий и даже азартный подход к любому порученному делу, стремление переосмысливать его и дополнять. Она никогда не бросает начатое на полпути, обязательно доводит дело до конца.

Татьяна Александровна быстро заняла важное место в руководстве лаборатории, оставаясь такой же коммуникабельной, легко налаживая рабочие отношения с любым сотрудником лаборатории. Со временем мы начали понимать друг друга с полуслова, очень эффективно работали вдвоем, составили и подготовили много отчетов и препринтов. Мне легко работать вместе с ней, когда требуется точность исполнения и порядок в делах. И сегодня, когда у меня возникает проблема, я часто советуюсь с Татьяной Александровной. Действительно, это был хороший выбор И.В.Пузынина, и лаборатория только выиграла. Есть один нюанс: сотрудники нашей лаборатории меньше, чем в остальных лабораториях Института, думают о представлении своих результатов в печатном виде, и добиться, чтобы человек написал, например, препринт, непросто. А Татьяна Александровна сумела многих подвигнуть на это. Недавно она мне подарила объемистый научный отчет о работе ЛИТ за 2004-2005 годы. По-моему, это первый такой солидный отчет лаборатории.

Несколько лет назад Светлана Петровна Иванова обратилась ко мне с просьбой разрешить Татьяне Александровне совмещать работу в лаборатории с работой в УНЦ. Я согласился, и, насколько мне известно, она и в УНЦ работала прекрасно. Мне кажется, от такого совмещения не только расширился кругозор Татьяны Александровны, но и получили дальнейшее развитие научные контакты ЛИТ.

Татьяна Александровна прекрасно воспитала двух дочек, у нее растет внук - ее гордость и радость. Когда он родился, то мы почти каждый день узнавали от счастливой бабушки что-нибудь новое о нем. Она прекрасно заботится о своей семье, продолжает активную научную деятельность, выступает на конференциях, остается научным секретарем ЛИТ.

Выяснить оставшиеся пробелы в биографии мы решили у самой Татьяны Александровны.

Кто повлиял на ваш выбор профессии?

В 60-е годы у многих было страстное желание кончить физфак и попасть в Дубну. Дубна тогда гремела. Даже в Эстонии, где я родилась и училась. Так я попала на физфак МГУ, хотя в школе были разные увлечения. Мне повезло - это были и годы расцвета филиала НИИЯФ МГУ, где я делала диплом и училась в аспирантуре. Моим научным руководителем был Лев Маркович Сороко. Первые свои научные работы я сделала в ЛЯП у Л.М.Сороко, потом работала в ЛВТА в отделе Н.Н.Говоруна, потом у И.В.Пузынина - они привили мне вкус к работе, им всегда хотелось помогать. До сих пор в душе остается ощущение неоплатного долга перед ними.

А почему вы из физика стали программистом?

У Л.М.Сороко я начала заниматься спектральным анализом, а это без программирования, без машинной обработки данных делать невозможно. А дальше путь простой - библиотека и книги. По-моему, главное в жизни - уметь работать, и чтобы рядом были люди, которые понимают, что эта работа нужна. У Н.Н.Говоруна я работала в отделе обработки фильмовой информации. В 1968 году в ОИЯИ началась "эпоха фортранизации" - так что все получилось как-то естественно. А то, чем мне хотелось заниматься в физике, теперь делает старшая дочь, которая тоже окончила физфак МГУ. Младшая - биолог, работает на биофаке МГУ, обе защитили кандидатские диссертации. Но особенно радует внук, правда, он пока чистый гуманитарий: с удовольствием изучает английский и французский, уже обгоняет нас на лыжах.

Чем была для вас работа в УНЦ?

Общаться с молодежью приятно. Я несколько лет читала в УНЦ лекции по Интернет-технологиям - приходят умные ребята, задают интересные вопросы. Это всегда интересно, да и самой полезно. У них свежий взгляд на жизнь, они более гибкие по отношению к новым веяниям, есть вопросы, в которых они умнее нас. Годы, связанные с УНЦ, вспоминаются как радостные и светлые, хотя и хлопотные. Очень радостно растить людей, которые будут работать на благо Института. Ведь Институт ощущаешь родным, а все его беды и радости - как свои собственные.

О чем еще мечтаете?

Больше всего хочу, чтобы дети вернулись работать в ОИЯИ. Хочу здесь всех вместе собрать. Может быть, это неправильно, но работа у меня всегда оказывается на первом плане, причем, любая работа, не ради "почестей и славы".

"Есть многое на свете", чем хотелось бы заниматься, но на все не хватает времени. Хотя вспоминаешь и то, что сделано в лаборатории, - выставки, конференции, ситуации, когда могла людям в чем-то помочь, что-то новое узнать, что-то новое сделать. С другой стороны, никогда не поздно начать делать что-то новое, особенно сейчас, когда информационные технологии приобретают все большее значение. Может быть, еще найдется на это время.

Ольга Тарантина