Их имена - в истории науки


29 декабря исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося физика, заслуженного деятеля науки РФ, доктора физико-математических наук, профессора Алексея Алексеевича Тяпкина. В этот день состоится открытие мемориальной доски на 113-м корпусе ЛЯП (ныне - Лаборатория радиобиологических исследований) и в конференц-зале ЛФЧ в 15 часов пройдет круглый стол памяти А.А.Тяпкина.

Алексей Алексеевич Тяпкин родился 26 декабря 1926 года в Москве. В 1950 году после окончания Московского механического института - ныне широко известного МИФИ - он становится сотрудником Института атомной энергии имени И.В.Курчатова. В 1953 году А.А.Тяпкин переходит на работу в Дубну.

Кандидат физико-математических наук (1959), доктор физико-математических наук (1964), профессор (1967), заведующий кафедрой физики элементарных частиц физического факультета МГУ (1988) - это только формальные вехи его научной биографии.

Научное наследие Алексея Алексеевича чрезвычайно широко и многогранно. Пожалуй, его главной чертой как ученого была нестандартность мышления, которая позволяла ему браться за сложнейшие и порой неожиданные проблемы физики и успешно их решать.

В 1952 году А.А.Тяпкин впервые показал возможность получения сверхжесткой фокусировки частиц в знакопеременной магнитной системе кольцевого ускорителя. На основе этого принципа фокусировки в Физическом институте имени П.Н.Лебедева АН СССР был разработан кольцевой циклотрон.

В 1955 году, независимо от известного итальянского физика М.Конверси, он предложил управляемое импульсное питание газоразрядных счетчиков и затем создал первые импульсные годоскопические системы со счетчиками Гейгера, на которых в конце 50-х годов выполнил ряд экспериментов по измерению поляризации протонов отдачи в упругом pр-рассеянии и измерению коэффициента спиновой корреляции в упругом pp-рассеянии. Для проверки гипотезы аномального взаимодействия, которое могло быть у мюонного нейтрино (Л.Б.Окунь, И.Ю.Кобзарев, 1961 год), на синхрофазотроне ЛВЭ с использованием годоскопической системы счетчиков был поставлен эксперимент, в котором приняли участие А.А.Тяпкин, В.И.Векслер и Б.М.Понтекорво. Опыт показал, что нейтрино аномальным взаимодействием не обладает. Это был первый в мире нейтринный эксперимент, выполненный на ускорителе. Та же методика была использована А.А.Тяпкиным и Ю.Д.Прокошкиным в эксперименте по определению с высокой точностью разности масс отрицательного и нейтрального пиона (публикация 1966 года). Этот результат в течение 20 лет оставался непревзойденным по точности измерения.

Предложенный А.А.Тяпкиным принцип управляемого импульсного питания газоразрядных детекторов лег в основу широко использовавшейся в физике высоких энергий методики искровых камер. В 1956 году он высказал идею создания искровой камеры на основе управляемого импульсного питания плоских искровых счетчиков, после чего появилось несколько групп в Дубне, Тбилиси, Москве и Ереване, начавших разработку искровых камер. Данные группы добились больших успехов в развитии самостоятельных направлений этой новейшей тогда методики трековых детекторов частиц - искровых камер с разрядом вдоль наклонного к полю трека частицы.

Под руководством Алексея Алексеевича в 70-е годы была создана крупная физическая установка - пятиметровый магнитный искровой спектрометр для исследований на самом мощном тогда протонном ускорителе в Серпухове. В совместном эксперименте с итальянскими физиками на этой установке были впервые открыты радиально-возбужденные состояния пиона и подтверждены другие известные резонансы (1980-1984 гг.).

В 1975 году А.А.Тяпкин впервые высказал предположение о возможности существования очарованных гиперядер в результате захвата ядром легчайшего очарованного бариона. Это стимулировало экспериментальные поиски таких ядерных фрагментов и положило начало целому потоку теоретических работ.

В 1976 году Алексеем Алексеевичем была предложена оригинальная идея развития модели барионов Сакаты-Окуня-Маркова, позволившая получить результаты, тождественные результатам кварковой модели, и предсказывающая появление превышения сечения взаимодействия барионов только при сверхвысоких энергиях.

Нетривиальность мышления ученого проявилась и в том, что он, оставаясь преимущественно экспериментатором, смело брался за обсуждение общефизических вопросов, получая при этом очень важные результаты. Он первым решил задачу учета фоновых измерений при анализе событий методом максимального правдоподобия и проблему малых выборок для случайных событий, подчиняющихся экспоненциальному закону распределения. В области статистического описания динамических систем А.А.Тяпкиным впервые была поставлена и решена задача определения траектории в фазовом пространстве на основе известных статистических распределений отдельно для фазовых переменных. Он впервые объяснил решающее значение макроскопической неразличимости микросостояний для возникновения необратимости в статистической физике.

В 1993 году Алексей Алексеевич выдвинул гипотезу о существовании нового вида оптического излучения релятивистской частицы, направленного строго вперед вдоль трека частицы в результате индуцированного механизма излучения при давлении газа ниже порога черенковского излучения.

А.А.Тяпкин существенно развил понимание специальной теории относительности и квантовой механики, в частности, подробно описал конвенциальный характер понятия одновременности, выяснил решающую роль универсальности свойств физических процессов в определении соответствующих метрических свойств пространства-времени.

Международным признанием важности вклада профессора А.А.Тяпкина в развитие фундаментальных проблем физики стало включение его с 1988 года в состав редколлегии журнала "Foundations of Physics Letters".

Наряду с активной и плодотворной научной деятельностью Алексей Алексеевич много внимания и сил уделял воспитанию научной молодежи. На кафедре физики элементарных частиц в МГУ он читал курсы лекций "Статистические методы обработки и анализа экспериментальных данных", "Современные методы регистрации частиц", лекции по отдельным вопросам физики высоких энергий.

А.А.Тяпкин был не только талантливым ученым, но и ярким, неординарным человеком, активным спортсменом. Бессменный член совета Дома ученых, организатор ярких философских дискуссий, автор глубоких научно-популярных статей и обзоров, блестящий полемист - таким он останется в памяти своих коллег, сотрудников, учеников. Любитель горнолыжного спорта (в Дубне его именем не случайно назван пик Тяпкина), он был еще и мастером спорта по водным лыжам и многое сделал для создания и развития секции воднолыжного спорта в Дубне.

Все знавшие Алексея Алексеевича Тяпкина хранят в своих сердцах память об этом замечательном человеке.

Ц.Вылов, В.Г.Кадышевский, В.Д.Кекелидзе, А.А.Логунов, Ю.Ц.Оганесян, А.Г.Ольшевский, М.И.Панасюк, Н.А.Русакович, И.А.Савин, А.Н.Сисакян, В.И.Трухин, Д.В.Ширков