Проблема, волнующая многих


С сообщением "О состоянии и задачах работы с персоналом ОИЯИ в связи с изменениями в Трудовом кодексе РФ" на совещании дирекции Института выступил помощник директора, руководитель управления персонала и инновационного развития А.В.Рузаев. Мы попросили Александра Васильевича прокомментировать принятые дирекцией решения.

Дирекция довольно последовательно осуществляет реформирование основных сфер в управлении Институтом. В течение последних трех лет мы провели значительную модернизацию финансового менеджмента, в результате чего планирование и исполнение бюджета стало более прозрачным, автоматизированы многие процедуры управленческого учета, появились новые нормативные финансовые документы.

К сожалению, система управления персоналом (или, как это принято сейчас называть, Human Resources Management) в ОИЯИ отстает от современных требований к международной организации. В этом году дирекция решила начать непростую работу по модернизации этой системы. Летом А.Н.Сисакян поручил мне подготовить соответствующую комплексную программу. В настоящее время разработан проект комплексной программы и план мероприятий.

Условно всю работу можно разделить на две части. Первая, я бы сказал, - наведение порядка, создание условий для нормального соблюдения правил, существующих в ОИЯИ. По отношению к тем, кто систематически нарушает трудовую дисциплину, администрация будет применять достаточно жесткие меры в соответствии с законодательством. И это не надо рассматривать как очередную временную кампанию.

Практически не работает система аттестации персонала, не в полной мере функционирует система избрания научных сотрудников, в подразделениях много вакансий, структура персонала перегружена и т.п. Однако речь не идет о том, чтобы завтра начать аттестацию, - она предполагает оценку деятельности сотрудника, а если его функции и обязанности нечетко определены, то, естественно, оценить очень трудно. Все превращается в формальность. Вакансии, например, необходимо сократить, их наличие крайне затрудняет работу по оптимизации структуры персонала. Сейчас у нас нет проблемы, если надо взять на работу нужного специалиста и выделить для этого штатную единицу. Еще вопрос - долгосрочные зарубежные командировки. Есть определенное количество сотрудников, которые уже давно утратили связь с Институтом, и неоправданно держать их в штате.

Важные проблемы связаны со срочными трудовыми договорами. Работа по контракту принята во всем мире как норма, у нас же многими воспринимается весьма болезненно. В условиях, когда научные темы Института ограничены конкретными сроками, научные сотрудники, естественно, должны работать на срочных трудовых договорах - это совершенно очевидно. Дирекция уделяет решению этого вопроса много внимания и потому, что необходим приток молодых кадров в науку, должен быть карьерный рост для молодежи, нужна динамика. Контрактную систему мы продолжим развивать, несмотря на большое количество нюансов. Ответственно заявляю, что дирекция будет это делать в полном соответствии с российским законодательством, как это записано в законе, ратифицирующем Соглашение между ОИЯИ и Правительством РФ. Однако не следует забывать и о том, какие требования и какие меры воздействия закон предъявляет к работнику.

Случаются конфликтные ситуации, мы порой допускаем ошибки. В частности, было несколько судебных исков по трудовым спорам между ОИЯИ и некоторыми сотрудниками. Это нормально, трудовые отношения не бывают совершенно бесконфликтными. При этом мы заинтересованы в более конструктивной позиции профсоюза, нам необходимо сотрудничество, социальное партнерство, а не конфронтация. Не могу обойти вопрос, связанный с фактическим блокированием профсоюзом создания Ассоциации персонала. Известно, что эта норма записана в Уставе, в Положении о персонале, в действующем Коллективном договоре, причем как совместная задача профсоюза, национальных групп и администрации. На мой взгляд, критическое отношение профсоюза к созданию ассоциации объясняется желанием зафиксировать свое монопольное положение по защите прав персонала. Дирекция Института выступает только за то, чтобы нормативные документы ОИЯИ выполнялись. Если там записано, что дирекция должна заключать коллективный договор с Ассоциацией персонала, значит, это надо делать. Создание ассоциации нисколько не ущемляет права профсоюза в вопросах, связанных с регулированием трудовых отношений с российскими сотрудниками.

Все эти меры не могут рассматриваться отдельно от роста заработной платы, ведь порядок - это не самоцель. Поэтому вторая часть реформы управления персоналом - это совершенствование системы оплаты труда. На этот счет у нас есть определенные планы, и эти планы тесно связаны с тем, что происходит в РФ по отношению к кадрам государственного сектора науки. Недавно было принято постановление правительства России о совершенствовании системы оплаты труда и повышении заработной платы в академическом секторе, это коснется более 450 институтов РАН. Напрямую к нам, конечно, это постановление не относится, но поскольку взнос России в ОИЯИ намного больше взносов других стран, и подавляющее большинство сотрудников - российские граждане, мы не можем игнорировать те процессы, которые происходят в российской науке. Мы заинтересованы в том, чтобы взнос России увеличивался динамично и создавал, наряду с сокращением персонала, необходимую финансовую базу для роста зарплаты.

Рост оплаты труда должен прямо зависеть от результативности работы научных сотрудников. Оценивать труд ученого сложно, но финансирование науки не может обойтись без такой оценки. В России Минобрнауки требует использовать общепринятые критерии - публикации, цитирование, диссертации, семинары, конференции, а руководство РАН делает акцент на экспертные оценки и т.п. Сейчас достигнут некий компромисс - подготовлен совместный приказ Минобрнауки, РАН и Минздравсоцразвития, который фактически утверждает механизм стимулирующих выплат научным сотрудникам. Таким образом, оплата труда разбивается на три части - базовая (оклад), затем компенсационные выплаты за степень, выслугу лет и др., а также стимулирующие выплаты, размер которых фактически неограничен. Правительство планирует в 2008 году выйти в среднем на 30 тысяч рублей в месяц для научных работников в академическом секторе, но по существу, в зависимости от результатов его труда, сотрудник может зарабатывать гораздо больше.

Мы в Институте будем брать за основу решения правительства с учетом наших особенностей. Такие особенности у нас есть. Со своей стороны, мы уже начали работу, которая поможет все оценки результативности труда упростить и автоматизировать. Подготовлен макет Интернет-приложения, который мы условно назвали "Персональная информация" по научным сотрудникам, где учтены известные нам критерии оценки. "Начинка" может меняться, но сам механизм предполагает, что научный сотрудник, где бы он ни находился, может занести о себе всю необходимую информацию, это также могут сделать и его руководитель, или даже эксперт. Считаю, что это поможет нам более предметно вести переговоры с представителями российского правительства о повышении членского взноса.

Однако вся эта работа будет иметь окончательный смысл, если мы добьемся стабильного увеличения бюджета. Комитетом полномочных представителей одобрен рост бюджета ОИЯИ в 2007 году на 22 процента. Но, как мне кажется, задача должна заключаться в том, чтобы добиться от РФ увеличения взноса в Институт такими же темпами, как это предусмотрено Президентом для увеличения расходов на гражданскую науку, - это 24 процента ежегодно по 2010 год включительно. Единственный реальный путь существенного повышения зарплаты в ОИЯИ - рост бюджета.

Теперь несколько слов о системе негосударственного пенсионного обеспечения. Институт заключил договор с негосударственным пенсионным фондом, который вступает в силу только тогда, когда мы начинаем перечислять в него средства для выплаты негосударственных пенсий, а пока он находится в "замороженном" состоянии. Конечно, использовать такой фонд весьма удобно для Института и работников, уходящих на пенсию, но почему этот механизм еще не заработал? Мы - бюджетная организация, хотя и международная, поэтому все расходы ложатся на бюджет. Ограниченный бюджет не позволяет сформировать источник для финансирования таких пенсий. Пока мы не нашли приемлемого варианта, но продолжаем над этим работать.

Материал подготовила Надежда КАВАЛЕРОВА