Послесловие к концерту


В большом зале Дома культуры "Мир" пахло белыми лилиями и хризантемами. Зал был полон букетов - выпускники, родители учащихся, друзья детской балетной студии "Фантазия" пришли поздравить любимый коллектив с 40-летием. А студия отметила свой юбилей 18 ноября великолепным концертом. Это был настоящий праздник фантазии на сцене - в красоте хореографических постановок, вдохновенном исполнении детей, блеске великолепных костюмов.

В концерте участвовали практически все учащиеся студии: от 5-6-летних до выпускниц этого года, танцевали и выпускники 2002 и 2004 годов. Вышли на сцену специально приехавшие в Дубну педагоги прошлых лет О.В.Теплова, Т.В.Наумова, И.А.Меркулова. Концерт был, как настоящий день рождения - с большим тортом, шарами и фейерверком. А овациям зрителей не было конца...

О том, с чего все начиналось, как работает студия сегодня, рассказывает выпускница "Фантазии", а последние 13 лет ее художественный руководитель - Мария Николаевна Журавлева:

40 лет назад председатель правления Дома культуры В.И.Петрухин предложил создать при ДК балетную студию. 1965-66 годы - славное время, когда в городе открывались одна за другой детские студии, музыкальная и художественная школы, клубы. Пригласили из Москвы Анастасию Александровну Орлову - профессиональную балерину, одну из последних выпускниц великой А.Я.Вагановой. Начинали мы заниматься в пустых стенах, даже станков в первое время не было. И уже через четыре года наша студия была приглашена в Москву на фестиваль детских хорео-графических коллективов во Дворце пионеров на Ленинских горах с показательным классом-концертом. Маленькие студийцы настолько понравились жюри фестиваля, что студию пригласили с классической концертной программой и на следующий год. Как за четыре года мы сумели столько сделать, - это для меня до сих пор остается загадкой. Наши первые концертные костюмы были изготовлены в мастерских Большого театра - их так добротно и со вкусом сшили, что мы и сегодня пользуемся ими.

Став педагогом, вы переняли что-то от манеры преподавания А.А.Орловой?

Мне кажется, без нее ни я, ни Лидия Николаевна Васильева как педагоги не состоялись бы. Она заложила основу нашей студии. Ее принципы мы переняли, еще учась, может быть, даже незаметно для самих себя. Даже сейчас, работая со старшеклассниками, уже разучившими основные элементы классического танца и запомнившими их названия на французском "батман", "тандю" и т.д., можно вести урок без показа, на словах, или, потеряв на репетициях голос, показывать на пальцах, как Анастасия Александровна нам когда-то. Но главное, что она задала определенную планку, уровень мастерства, направление развития, которые старались и стараются поддерживать все, руководившие студией после нее. Когда Анастасия Александровна не могла уже ездить в Дубну из Москвы, она сделала все, чтобы студия осталась в хороших руках. И действительно, пришедшая на смену ученица Анастасии Орловой Ольга Владимировна Теплова оказалась прекрасным педагогом и руководителем. Мы были в нее просто влюблены, так на уроках было здорово. В студии всегда работали настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело педагоги: Елена Николаевна Гасиева, Татьяна Вадимовна Наумова, Николай Данилович Тропин.

В 1973 году студию возглавила Инна Алексеевна Меркулова, при которой весной того же года состоялся первый выпуск учащихся. С приходом Инны началась новая эпоха, у студии открылось новое дыхание: Инна живо интересовалась музыкой, искала новые, интересные для создания хореографических постановок записи, делала оригинальные постановки на музыку Баха, Чайковского, на музыку "Детской сюиты" Шостаковича, на популярные мелодии современных композиторов. Помню сюиту "Белоснежка и семь гномов" на музыку из диснеевского мультфильма. В ней с удовольствием танцевали все воспитанники студии. Название студии - "Фантазия" - придумали сами дети к ее десятилетию, тоже при Инне. Мы начали много ездить - объехали практически весь Союз: Ереван, Киев, Тбилиси, Минск, Махачкала, Учкудук, Ленинград, впервые выехали за границу, в Болгарию.

Сейчас вы ведь тоже участвуете в фестивалях за границей?

Сегодня участие в международных фестивалях и конкурсах ограничивается только финансовыми возможностями. Когда нам удается решить эти проблемы - участвуем. Летом 1997 года мы участвовали в VIII фестивале фольклорного танца в Алаве (Испания). Это были десять дней выступлений вместе с прекрасными коллективами со всего мира. А осенью того же года - в неделе детского творчества в Дюссельдорфе (Германия). В 2000 году мы стали дипломантами Международного фестиваля современного танца на Украине. В 2002 на фестивале "Триумф" во Франции заняли первое место в конкурсе джазового танца, второе место - по классическому танцу, а меня отметили "за поиск в сценическом решении многообразного танцевального репертуара".

Действительно, ведь у вас всегда в репертуаре и классические балеты, и оригинальные народные, и современные танцы. Исходя из чего, вы строите свою программу?

В основном, все идет от музыки - услышишь что-то новое, и вдруг возникает образ, приходит решение, как можно воплотить его на сцене. Какие-то удачные танцы мы не забываем и повторяем с новыми поколениями студийцев. Но всегда в нашем репертуаре присутствуют классика, народно-сценические танцы и обязательно джаз.

В студии появились новые молодые педагоги, наши выпускники - Ксения Костюченко и Сергей Денисов, так что сегодня все педагоги - выпускники студии разных лет, то есть сохраняется преемственность поколений, заложенная А.А.Орловой. У молодых педагогов много интересных задумок, это очень способные, с большой фантазией ребята. Первая самостоятельная постановка Сергея была сделана по мотивам испанских народных танцев. Она получила первое место на региональном конкурсе по народно-сценическому танцу "Роза ветров" в 1999 году. Ксения прекрасно владеет ирландским степом, она занималась у настоящих профессионалов этого танца Колина Дана и Майкла Флетли. Мы начинаем вводить этот танец для желающих в старших классах студии. Это очень интересно, у нас даже есть задумка организовать клуб любителей ирландского степа. Именно Ксения и Сергей поставили хореографию водного шоу звезд мюзиклов на празднике юбилея города. При этом они остаются прекрасными исполнителями, это, можно сказать, танцующие тренеры. На юбилейном концерте зрители увидели плоды их труда: одноактный балет "Дюймовочка", сюиту "Таинственная Ирландия", номера "Мегаполис", "Восточный мираж" - первые работы Ксении Костюченко как хореографа "Фантазии", а хореографическая сюита "Уличные потешки" (на музыку Щедрина), номера "Ой, братцы", "Три богатыря", "Держись, земля", "Озорницы", "Горячая кровь" - постановки Сергея Денисова. Эмоциональное, экспрессивное "Либер танго" - их совместная хореографическая работа, на высоком профессиональном уровне воплощенная на сцене самими молодыми педагогами.

К вам приходят совсем малыши - 4-5-летние детки. К ним, наверное, нужен особый подход, чтобы добиться каких-то результатов?

Да, - присоединяется к беседе хореограф младших классов Лидия Николаевна Васильева. - Каждый урок превращаешь в маленький спектакль, все на образах, на каких-то сравнениях. Видишь, что устали, - даешь им немного поиграть или просто поговорить, это они тоже любят - все свои новости и секреты расскажут. Слезы иногда бывают, что поделаешь, но, в результате, час они работают.

И каждый год вы набираете новый класс, популярность балета не падает?

Не падает, а даже растет. Только в 1990-х годах, когда везде ощущался спад рождаемости, у нас был набор 15 человек вместо обычных двух групп по 30. А сейчас у нас даже работают филиалы в школах № 4 и № 11. В прошлом году нам пришлось отказаться от набора - много учащихся, не хватает помещений, все классы заняты.

А кто придумывает и шьет ваши красивые и оригинальные костюмы?

Эскизы костюмов мы разрабатываем сами вместе с нашим бессменным уже более 30 лет концертмейстером и художником по костюмам Евгенией Васильевной Поповой. Причем, до недавнего времени она же и превращала все наши идеи в готовые костюмы.

Я поняла, что планов и идей у вас очень много, а есть какая-то заветная мечта?

Да, хотелось бы иметь свое помещение. А новые постановки, новые поездки - если сложится удачно, то все получится. Ну и, конечно же, хотелось бы передать студию талантливым педагогам, чтобы не прервалась эстафета от Анастасии Александровны Орловой.

На юбилейный концерт все желающие определенно не смогли попасть. Поэтому руководители студии решили повторить юбилейную программу 10 декабря в 14.00, в 65-ю годовщину разгрома немецких войск под Москвой, и, конечно же, пригласить на концерт ветеранов. Это будет дань признательности этому героическому поколению. Своим концертом, прошедшим 18 ноября, студия подтвердила звание "Образцовый коллектив", а для восьми выпускниц, участвовавших в концерте, этот вечер стал светлым праздником, ярким событием, запомнившимся на всю жизнь.

Беседовала Ольга ТАРАНТИНА