Сто путей, сто дорог


27 сентября отмечался Международный день туризма. А дубненские туристы посвятили свой главный поход юбилеям Института и города.

В 2006 году полувековой юбилей отметили Объединенный институт и город Дубна. Туристы провели сотый слет и разработали маршруты в новых географических районах, завершили исследование рек западнее Мурманска. Два года назад интерес пал на реку Рынду. Это уже 68-я параллель и восточнее 36-го меридиана. На карте исчезает зеленый цвет - безлесная тундра и гольцы на сопках. Суровый климат, безлюдье и отсутствие транспортных коммуникаций. Кроме этого практически все реки Кольского считаются нерестовыми, а пограничники границей считают береговую зону. Для посещения этого района надо получить разрешение соответствующих служб.

В 2005 году мы не решились штурмовать Рынду, а юбилей подвигнул на подвиг. Володя Фридман и Павел Колесов подняли флаг, под которым собралось 13 человек. Алексей Булах с Михаилом Сухаревым были ограничены во времени и решили пройти маршрут на надувной лодке "Скаут" автономно. Это, безусловно, ставило их в более сложные условия, но они прошли маршрут успешно. Вторая группа экспедиции Дома ученых ОИЯИ из 11 человек прошла маршрут на пяти судах с 24 июля по 13 августа.

С Мурманском мы были знакомы по предыдущим походам, но пришлось познакомиться основательнее при обращении в ФСБ, в погранотряд и рыбоохрану. Мы удивились обилию жаждущих получить разрешения у пограничников. Было несколько групп велосипедистов, прекрасно экипированных, пешеходники, а так же предприниматели и бизнесмены.

До Серебрянского водохранилища, на котором у поселка Туманный действует ГЭС, доехали на автобусе ЛАЗ без особых проблем. Аборигены понимающе восприняли наше внедрение, и мы более двух часов созерцали местные пейзажи. Сначала любовались соснами и елями, потом березами. В зоне гольцов как-то тревожно - ни деревца. Только озерца, камни и зеленый ковер карликовой растительности, льнущей к земле. Вот так открылась тундра.

К полудню наша эскадра, три катамарана двухместных, один четырехместный и Леша Мосолов на надувной лодке, пустилась в плаванье. Боковой ветер, хоть и попутный, сбивал суда с курса. Приходилось изрядно работать, чтобы держать курс. Первые впечатления были не самыми оптимистичными - вода снизу, вода сверху и ветер. Волны с барашками и временами жесткий удар девятого вала. Нам предстояло войти в озеро Сахарное и подняться по реке Цуцкявриок к озерам на водоразделе бассейна реки Рынды. Перепад высот на 5 км был около 50 м. Половину реки прошли на веслах, а серию порогов с крутым падением пришлось обнести. Подробные карты и навигатор GPS позволяли точно ориентироваться на местности.

При выходе на Рынду еще встречались оазисы древесной растительности. Появилась морошка. Рыбаки ловили форель, гольца и кумжу. Поскольку дождливая погода стояла три дня, вылезло много грибов. Обносы совершали по оленьим тропам.

После озера Катринъявр около 23 часов наш бивак посетили инспекторы рыбоохраны на вертолете. Как только вертолет коснулся земли, из него высыпало шесть человек. Они знали наш график движения и поджидали на маршруте. Разъяснили, что ставить палатки надо не ближе 100 м от воды, ловить рыбу в Рынде нельзя - нерестовая, костры разводить нельзя. Ребятки крепкие, в добротной экипировке, не очень разговорчивые. Претензий к нам у них не возникло и они столь же быстро улетели.

В пяти километрах от устья Рынды есть база для рыбаков, которые выкупают лицензии на ловлю семги. При двух рыболовах один инспектор. Он показывает, где и как ловить нахлыстом. При поклевке второй рыбак ведет фото- (видео) съемку и помогает выуживать рыбу (до 10 кг и более). После фотосъемки с трофеем рыбак обязан, не причиняя страдания рыбе, отпустить ее в реку. Лицензия и рыбалка - удовольствие дорогое. Мы часто видели вертолет рыбоохраны, который "развозил" рыбаков "по точкам" На каждой "точке" избушка с печкой для укрытия в непогоду.

Ключевой участок Рынды - каньон - начинается у горы Пузьмаськ. 500-метровый порог-шивера сложной конфигурации, на выходе мощный слив наваливает на 20-метровую скалу правого берега, на карте обозначен как "вдп". Кульминация этого участка - круто поворачивающий вправо двухступенчатый водопад около 5 м. Один из наших катамаранов совершил оверкиль через нос. Весьма интересен водопад (на карте второй Падун) - мощный 500-метровый порог-шивера со сложной траекторией движения, мощными косыми сливами и двумя бочками на выходе. Здесь, в последней бочке, "застрял" и "кильнулся" "Скаут-1". Ниже Падуна-2 начались затяжные пороги и шиверы. Характерная привязка-ориентир - переход ЛЭП 110 кВ через Рынду. После двухкилометровой шиверы нам предстояло уходить с Рынды, так как у Первого Падуна уже стоит рыболовная база для иностранцев (директор - англичанин), и люди с вертолета советовали туда не соваться.

Начиная от озера Сапожное по системе озер и проток через два водораздела предстояло возвращаться в поселок Туманный. Наш путь проходил в озеро Трящинское, далее через крутой водораздел в точку слияния Большой Оленки и реки Каменной, подъем по Большой и Малой Оленке (вполне проходимы по воде), еще один короткий водораздел в систему озер и проток реки Вороньей, до конечной точки. Все проходимо, но местами сильный западный ветер даже на маленьких озерах создавал проблемы.

На Рынде мы несколько раз видели отдельных оленей и целые стада. Утки - довольно обычное явление, однажды видели лебедя, на гольцах встречались куропатки с птенцами. После трех дождливых дней в начале похода стояла пасмурная погода с прояснением в полдень. Два солнечных дня были истинным подарком.

На обратном пути с Рынды волоки совершали ежедневно часа по 2-3. Питание было нормальным. Поспели черника и морошка. Грибы, рыба и научно обоснованный рацион обеспечивали 3500 Ккал в день. Надо отметить, что мы их добросовестно сжигали в организме при волоке катамаранов на перевалы или при обносе препятствий по оленьим тропам, болотам и кочкам. На здоровье никто не жаловался, травм не было. После Рынды можно было рыбачить. Наш главный рыбак - Леша Мосолов, он ради этого и в поход пошел. 5-6 кг у него было ежедневно, с переменным успехом ловили Саша Подшибякин и Оксана Бахвалова. Как обычно, самая крупная рыба срывалась...

Тундра - скопление округлых сопок, одетых ковром карликовой растительности, и редкие оазисы березовых рощ. Некоторые сопки щербатятся скальными обнажениями и россыпью камней разного размера. Нас постоянно интересовали сейды. Это большие камни, которые поставлены на мелкие камешки. Такое чувство испытываешь, что это рукотворное нечто. Кто и зачем это делал? Это требует больших сил и умения. Можно догадываться, что это связано с культовым ритуалом местных народов. Аборигены в этом однообразии наверняка находят много различий... На всем протяжении маршрута человека встретили только одного - рыбака на Корозере.

Поселок Туманный возник перед нами как мираж, как крепость. Серые пятиэтажки стояли "плечом к плечу", создавая преграду ветру. Восемь шестиподъезных домов, но жилых - четыре. Видимо, при ликвидации военных частей народ уехал, и добротные дома зияют глазницами разбитых окон и дверей. Оставшиеся жители обслуживают местную ГЭС. Быт организован нормально. Возле поселка много гаражей. Из поселка в Мурманск три раза в неделю ходят автобусы. Рядом, на сопке, оборудована лыжная трасса. Есть дом и опоры для освещения.

Ехали в Мурманск с группой пешеходников, оказавшихся студентами-биологами, добиравшимися до Дальних Зеленцов из заповедника. На вокзале видели две группы водников, возвращавшихся из Мурманской области. Туристы в Заполярье - явление обычное, но на северо-востоке Кольского полуострова в наше время туристов встретишь редко, многих пугают проблемы с заброской-выброской и суровый климат. Отчетов по этому региону крайне мало, сведений по Рынде мы вообще не нашли, что дает нам моральное право считать этот маршрут первопрохождением в новом районе...

Александр ЗЛОБИН, председатель городского клуба туристов.