Молодежь и наука
Реформы и традиции
19 июня государственные дипломы выпускникам дневного отделения МИРЭА вручил председатель аттестационной комиссии академик В.Г.Кадышевский. Этот год для филиала МИРЭА ознаменован рядом важных событий. О них рассказал корреспонденту нашей газеты Надежде Кавалеровой директор филиала, заведующий кафедрой высшей математики и естественнонаучных дисциплин М.А.Назаренко.
Наиболее важным итогом учебного года является то, что филиал стал выпускающим. Это означает, что у нас впервые за 40 лет существования филиала осуществляется полный цикл обучения вплоть до государственной аттестации выпускников заочного отделения. Председателем аттестационной комиссии по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" является член-корреспондент РАН директор ОИЯИ А.Н.Сисакян. Студенты очной формы обучения по этой специальности будут выпускаться в следующем году.
Принципиально важный момент - это полная ответственность филиала за выпуск. Это говорит о доверии в первую очередь к преподавательскому составу филиала. Раньше выпускники заочного отделения сдавали государственные экзамены и защищали дипломы в Москве. За три года, пока я нахожусь на посту директора (назначен 23 июня 2003 года - прим. ред.), нам удалось доказать, что имеющиеся у нас кадры, во-первых, обладают высокой квалификацией, во-вторых, отвечают всем требованиям, которые нам предъявляются. Государственный стандарт, по которому мы работаем, довольно сложный, и не все преподаватели смогли выдержать эту нагрузку. И никуда тут не денешься. Сменяемость преподавательских кадров - это процесс нормальный и закономерный, у нас это происходит естественно - кто-то ушел на пенсию, кто-то поменял место работы, появились новые дисциплины.
Мы надеемся, что обещанное правительством существенное повышение заработной платы произойдет, и тогда мы сможем привлекать для преподавания более молодых. Человек, приходя на преподавательскую работу в вуз, должен понимать, что если он защитится, то через год-два вполне может стать доцентом, а это, на мой взгляд, ключевая фигура в высшей школе - докторскую диссертацию защищают не все и не все становятся профессорами. Так вот, оплата труда доцента пока не достаточна - в среднем, полная ставка составляет 5-5,5 тысяч рублей.
Следующее важное событие - получение лицензии на оказание образовательных услуг на последующие пять лет. Что за этим стоит?
Прежде всего, большой труд всего коллектива. Нами получены положительные заключения всех экспертных центров по всем направлениям нашей деятельности - на соответствие государственным стандартам, на учебные планы, методическую работу, учебные программы и т.п. Готовились мы очень серьезно, почти год разрабатывали комплект лицензионных документов, это 180 листов. Вот только на днях мы закончили установку пожарной сигнализации, это тоже входит в перечень требований, и сегодня наш филиал имеет современную противопожарную сигнализацию. Из учебных заведений только здание НИИЯФ МГУ оборудовано так же. В этом нам помогло в первую очередь наше базовое предприятие - ОИЯИ. При помощи ректората МИРЭА и Федерального агентства по образованию мы ведем ремонт значительного числа помещений, коммуникаций и оснащение аудиторий. Большинство дипломов у нас будут представляться и защищаться в компьютерном виде. Мы хотим, чтобы наш филиал соответствовал всем современным требованиям.
Вы сказали, что высокий профессионализм преподавателей подтвержден экспертными оценками. На основании чего даются такие оценки?
Существуют министерские цензы - определенное количество преподавателей, работающих на условиях постоянной оплаты труда, с научными степенями кандидатов и докторов наук, должны быть соответствующее количество специалистов в данной предметной области, определенный состав заведующих кафедрами, государственной аттестационной комиссии, компетентной и полномочной. Все это очень серьезно. Например, заведующим кафедрой, готовящей студентов по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", является директор ЛИТ профессор В.В.Иванов, а председателем аттестационной комиссии - директор ОИЯИ член-корреспондент РАН А.Н.Сисакян. В итоге, мы доказали нашу способность проводить государственную аттестацию дипломированных специалистов в Дубне. Это признание нашего уровня. Другой показатель - количество выпущенных учебных и методических пособий. За эти три года нашими преподавателями разработаны и напечатаны полтора десятка пособий по дисциплинам, которые они ведут. Все они соответствуют государственным стандартам и методическим требованиям.
Как складываются отношения между головным вузом в Москве и дубненским филиалом?
Нам доверяют выдачу государственных дипломов, изменение и расширение образовательных программ. Думаю, это говорит само за себя. Государственный диплом все равно подписывает ректор, в настоящее время член-корреспондент РАН А.С.Сигов. Ставя свою подпись, он должен точно быть уверен, что диплом соответствует государственному стандарту. Мы разработали и напечатали несколько методических брошюр, которые помогают студентам и преподавателям. Например, "Государственный экзамен по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"" (авторы: А.Н.Сисакян, А.С.Сигов, М.А.Назаренко).
Уровень МИРЭА очень высок, это один из 36 вузов страны, где решено оставить военную кафедру. Признанием авторитета вуза является и тот факт, что его ректор Александр Сергеевич Сигов был недавно избран членом-корреспондентом РАН. Диплом МИРЭА котируется высоко. Дубна должна гордиться тем, что филиал такого вуза находится здесь, что он развивается. Это уже давно оценили потенциальные работодатели, руководители и ведущие специалисты градообразующих предприятий, которые заинтересованы в наших выпускниках и принимают участие в развитии филиала.
Каково ваше отношение к Единому государственному экзамену?
Скорее всего, через два года он перестанет быть экспериментом и будет введен повсеместно. У нас уже в этом году есть абитуриенты, сдавшие ЕГЭ. Кроме того, сейчас существует проект введения аналога ЕГЭ на втором курсе при переходе на третий по таким дисциплинам, как физика, математика, информатика. Это объясняется тем, что при двухступенчатой системе (бакалавр, магистр) студент дневного отделения, закончивший второй курс, считается получившим неполное высшее образование. Думаю, что в течение пяти лет такая система полностью внедрится, и вузы разделятся на те, которые дают полный цикл высшего образования, и те, которые реализуют образовательные программы частично. Связано это с тенденцией сокращения бюджетных мест.
Как ни странно, но сейчас бюджетных мест больше, чем выпускников школ. Откуда конкурс? Так распределяются выпускники по вузам, специальностям, а многие абитуриенты подают заявления сразу в несколько вузов. Раньше этого не было, а сейчас можно сдать копии аттестата зрелости. Поэтому создается впечатление, что бюджетных мест не хватает. Я сам сталкивался каждый год с такой ситуацией: приходили родители и говорили: "Он в пять вузов сдавал, везде завалил, ну, что сделать, чтобы он хоть куда-нибудь поступил?". ЕГЭ - это хороший метод страховки от таких вариантов. Я считаю, что все разговоры об этом нововведении в средствах массовой информации излишне туманны и население пугают. Все более просто и определенно. Если человек идет на ЕГЭ, перешагнул порог аудитории, зарегистрировался - он сдает этот экзамен во все вузы страны одновременно. Сдал - значит, получит сертификат, который будет действовать на всей территории РФ. Если он сдал этот экзамен неудовлетворительно, - он никуда не поступил. Сегодня ЕГЭ оценивается по 100-балльной системе, а в вузах уже несколько лет принята десятибалльная система. Но есть шкала перерасчета из 100 баллов в 10. Если, например, абитуриент сдал экзамен менее чем на 4 балла (это первая положительная оценка в вузе), то он не поступил во все вузы страны одновременно. В этом смысле ЕГЭ, как плаха - "или пан, или пропал". Вуз сам имеет право устанавливать свою шкалу для поступления.
А как вы относитесь к намерениям Министерства образования и науки отменить льготы медалистов?
Это непростой вопрос. Но количество выдаваемых в стране медалей нивелировало само понятие "медалист". Так же, как - совершенно справедливо заметил наш министр образования - количество выпускаемых дипломированных специалистов свело высшее образование к социальной функции. Это неправильно. В Советском Союзе было 350 вузов, а в России сейчас порядка 2000 высших учебных заведений, 3500 держателей лицензий на ведение образовательной деятельности в области высшего образования. Ну, как всем этим хозяйством управлять? Рособрнадзор просто не справляется с контролем всех параметров. Это практически невозможно, а фактически приводит к падению уровня образования, возрастанию коррупционного фактора и в итоге - к тому, что потенциальный работодатель получает не квалифицированного специалиста, а "кота в мешке".
Сейчас постепенно мы приходим к системе, когда работодатель дает заявку на определенное количество выпускников по необходимым для него специальностям. Мы готовим кадры для ОИЯИ, МКБ "Радуга", НИИ прикладной акустики, для других организаций. Все это решается окончательно на этапе дипломного проектирования. Мы ставим перед будущими работодателями вопрос достаточно жестко - у вас есть ставка для этого дипломника? Мы, правда, еще не дошли до такого уровня отношений, чтобы ставить вопрос об оплате труда, но дойдем и до этого.
Те целевые молодежные программы, которые есть в ОИЯИ и МКБ " Радуга", надеюсь, позволят нам вести очень предметный разговор по нашим дипломникам. Мы не работаем по принципу "Москва все съест", - мы заинтересованы в том, чтобы ребята оставались в городе на работе, достойной диплома нашего вуза, чтобы они приносили пользу экономике Дубны.
Мы не советуем нашим выпускникам связывать свое будущее с теми организациями, за которыми не стоят серьезные гарантии. К сожалению, российское законодательство пока такие отношения четко не регламентирует, есть только рекомендации. Со своей стороны, мы стремимся к тому, чтобы диплом МИРЭА не мог быть опротестован по суду как не соответствующий государственному стандарту, чтобы работодатели знали, что этот диплом - гарантия профессионального уровня молодого человека.
Вообще, работы предстоит много. Приходя сюда директором, я даже не знал, что МИРЭА - такой мощный вуз, насколько это сильная структура в российском образовании. Его можно сравнивать с МГУ имени Ломоносова, но по некоторым параметрам университет даже проигрывает. И я могу повторить, что Дубна должна гордиться присутствием на своей территории Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики в лице нашего филиала.
Фото Юрия Туманова, Татьяны Осиповой.