Проекты XXI века


Очередное, пятое по счету, совещание по исследованиям на реакторе ИБР-2 проходило с 15 по 17 июня в филиале НИИЯФ МГУ. Последняя перед длительной остановкой на модернизацию реактора ИБР-2 встреча собрала наибольшее за эти годы число участников - более 100 специалистов из Германии, Латвии, Польши, России, Румынии, Словакии, Чехии и ОИЯИ. Многочисленные группы представляли российские исследовательские центры: ПИЯФ (Гатчина), ФЭИ (Обнинск), РНЦ "Курчатовский институт", МГУ, Физико-технический институт (Санкт-Петербург), Институт физики твердого тела (Черноголовка), Институт физики металлов и Институт металлургии (Екатеринбург), Тульский госуниверситет, Нижегородский университет, Педагогический университет Стерлитамака, УНЦ РАН (Уфа).

Открывая встречу ученых и специалистов, научный руководитель ЛНФ и первый заместитель директора РНЦ "Курчатовский институт" по научной работе профессор В.Л.Аксенов отметил, что у данного совещания вполне определенное целевое назначение. Помимо обсуждения научных результатов, полученных на реакторе с октября 2005 года, необходимо обсудить проекты модернизации развития и создания спектрометров для нового реактора ИБР-2М. Работа над проектами ведется в научно-экспериментальном отделе нейтронных исследований конденсированных сред ЛНФ с 2001 года и теперь наступил завершающий этап. Во время остановки реактора в 2007 - 2010 годах должны быть реализованы конкретные проекты. Для обсуждения проектов были привлечены эксперты из ведущих научных центров страны, с их помощью на этом совещании предстоит определить конкретный перечень.

В.Л.Аксенов также проинформировал участников о том, что в настоящее время в правительстве РФ находится на утверждении Федеральная целевая программа, ориентированная на нанонауки, нанотехнологии и материаловедение. Программой будут финансироваться не только научные исследования, но и поддерживаться образовательная компонента, и - отдельной строкой - молодые ученые. Сегодня задача научного сообщества, занимающегося физикой твердого тела, - представить экспертному совету программы конкурентоспособные проекты.

Эту же мысль подчеркнул, приветствуя собравшихся, и директор ЛНФ А.В.Белушкин, напомнив, что стратегическая программа, разрабатываемая в ОИЯИ, наряду с физикой элементарных частиц и ядерной физикой, включает и физику конденсированных сред. Поэтому и перед научным коллективом Института, и перед участниками совещания стоит важная задача - отобрать наиболее амбициозные проекты. А коллеги из "Курчатовского института", Гатчины, Екатеринбурга, нейтронных центров стран-участниц помогут поддержать в период остановки реактора ИБР-2 его научную программу, - выразил надежду директор лаборатории.

С предварительными итогами работы реактора в 2005-06 годах и планами предстоящего второго этапа его модернизации участников совещания познакомил главный инженер реактора А.В.Виноградов. На 1 июня 2006 года реактор наработал 48090 часов на эксперимент. За это время произошло лишь четыре срабатывания аварийной защиты, причем, три случились из-за посадок напряжения на наружных электросетях. Продолжает беспокоить руководство реактора старение персонала: средний возраст сотрудников составляет 53 года, а возраст ведущих специалистов ИБР-2 - от 60 до 80 лет.

А.М.Балагуров: В проекте - 16 модернизированных спектрометров.
Общую картину предполагаемого развития спектрометров на реакторе ИБР-2 представил А.М.Балагуров: вместо 12 работающих ныне спектрометров в проекте рассматриваются 16 модернизированных, из которых 6 - новые установки. О развитии существующих спектрометров доложили руководители соответствующих проектов. Обсуждение предложений было очень заинтересованным, а иногда даже бурным, ведь равнодушных к обсуждаемой теме в зале не было. А вот мнения некоторых участников совещания:

В.А.Соменков: Как обеспечить непрерывность исследований?
В.А.Соменков (РНЦ "Курчатовский институт"): Дубна и сейчас остается основным центром, объединяющим вокруг себя различные микроколлективы физиков, является своеобразной точкой роста нейтронной науки. То обстоятельство, что реактор будет модернизирован, нас вдохновляет: это означает продолжение нашей исследовательской деятельности. С другой стороны, существуют и сложности - вывод реактора ИБР-2 из эксплуатации в тот момент, когда другой самый мощный реактор ПИК еще не построен, означает, что нейтронные исследования в полном объеме не могут продолжаться. Правительством был принят целый ряд программ исследований с помощью нейтронов. Но имеющиеся в России среднепоточные реакторы не могут полностью воссоздать возможности ИБР-2, следовательно, возникает непростая задача создавать эти возможности и обеспечить их непрерывность, пока реактор ПИК не войдет в строй.

А.В.Пучков: Остановка реактора дает уникальный шанс...
А.В.Пучков (ФЭИ, Обнинск): Проводить такие узкоспециальные совещания, на которых собираются люди "по интересам" - хорошая практика всех нейтронных центров. Здесь могут встретиться сотрудники институтов и университетов России, работающие на одной экспериментальной установке. Мы работаем на спектрометре ДИН ИБР-2, и остановка реактора на модернизацию дает уникальный шанс модернизировать наш спектрометр, как и весь парк спектрометров реактора. И другого такого случая нам в ближайшем будущем не представится - если не сделаем это сейчас, то уже не сделаем никогда!

В.И.Воронин: Через пять лет сюда должны придти молодые физики...
В.И.Воронин (Институт физики металлов, Екатеринбург): Мы работаем на спектрометре ДН-6 вместе с группой Б.Н.Савенко. Это уникальная установка, позволяющая исследовать магнитную структуру вещества и фазовые переходы. Несколько работ мы выполнили на Фурье-дифрактометре: нам удалось расшифровать структуру образцов, а дальнейшие исследования уже смогли провести на своем оборудовании. Существующая в ЛНФ база близка к мировому уровню, а в чем-то его и превосходит. Намеченные планы модернизации реактора и его экспериментальной базы необходимы. Всем нам нужен мощный центр, это выгодно со всех точек зрения - политики, науки, морали. ИБР-2М будет еще больше привлекать зарубежных специалистов, что в свою очередь, поднимет престиж российской науки. Но кроме улучшения характеристик реактора, надо подумать и о привлечении молодежи, о создании школы нейтронных исследований, чтобы было кому работать на модернизированном реакторе. На эти цели можно было бы направить часть средств от модернизации. Это было бы самым эффективным и оптимальным решением задачи: создать современную экспериментальную базу, на которую придет работать молодое поколение физиков. О том, кто будет работать через пять лет на модернизированном реакторе, надо думать уже сегодня.

В.А.Трунов: ...А пока мы будем достраивать реактор ПИК.
В.А.Трунов (ПИЯФ, Гатчина): Лет 10-15 назад мы вместе с В.Л.Аксеновым наметили общую программу исследований по физике твердого тела, и все эти годы она подпитывала все наше исследовательское сообщество. В той ситуации, которая сложилась в 1992-93-м годах, просто необходимо было объединить интеллектуальный потенциал, который сосредоточен в Екатеринбурге, Московской области и Ленинградской области. Большинство научных коллабораций, кстати, возникало по тому же географическому признаку, и получалось замечательное сотрудничество на благо Родины.

Ну, а пока вы модернизируете реактор ИБР-2, мы будем достраивать реактор ПИК. Если запуск реактора ПИК и ввод его в эксплуатацию задержится, тогда вся нейтронная физика России будет локализована в Дубне.

Наше поколение озабочено судьбой нейтронной физики в России. Сегодня ситуация резко изменилась, и если мы сможем правильно расставить акценты, тогда нейтронная наука выживет и будет развиваться. И неважно, что именно в Дубне. Сегодня Дубна - это научный флагман России.

А.Н.Озерин: Приглашаем на нашу рентгеновскую установку!
А.Н.Озерин, директор Института синтетических полимерных материалов РАН, Москва: Наше сотрудничество с ЛНФ еще не очень давнее, оно насчитывает - 6-7 лет. ИБР-2 предоставляет уникальные возможности в области нейтронного рассеяния по сравнению с зарубежными центрами здесь большая светосила, поэтому можно использовать слаборассеивающие препараты, а значения углов рассеяния - на уровне европейских центров. Имея собственную рентгеновскую установку малоуглового рассеяния, здесь мы получаем дополнительные возможности, используя с помощью А.И.Куклина и его коллег установку ЮМО. А возможности метода вариации контрастов позволяют выявить дополнительную информацию о структуре объектов. Надо сказать, наше сотрудничество заинтересовало ЛНФ. Так что, каждый раз, участвуя в очередном совещании пользователей реактора ИБР-2, мы вечерами-ночами работаем на установке, совмещая работу с обсуждением новых проектов, уже полученных результатов, - и это нормальная совместная работа.

Что касается программы развития комплекса спектрометров реактора - мы заинтересованы в продвижении техники малоуглового рассеяния, модернизации установок МУРН-С и ЮМО. Все проекты новых и обновленных установок выглядят настолько сильно, что я не завидую тем, кто должен будет отобрать какие-то проекты из-за невозможности реализовать все предложения.

Ну, а на время полной остановки реактора нам есть чем заняться: будем обрабатывать полученные материалы, можем какие-то измерения провести в Гренобле. Хотим также пригласить коллег из ЛНФ поработать у нас: мы получаем новую высокопроизводительную рентгеновскую установку, которая будет работать круглосуточно. На ней и они смогут решить часть своих задач.

К.Уллемайер: Пора заняться моделированием новых экспериментов.
К.Уллемайер (Геологический институт университета во Фрайбурге, Германия): Мы планируем модернизировать дифрактометр СКАТ: построить второй детектор и новый нейтроновод, но пока это только планы - все зависит от взноса Германии, решение по которому будет приниматься, наверное, в начале следующего года. Мы исследуем текстуру геологических образцов, и больше нигде в России так исследований мы проводить не можем. Можно еще в Европе - Гренобль, Гестахт и в США. А пока реактор будет стоять, можно кроме модернизации нашей установки заняться моделированием новых экспериментов.

Кроме выступлений по проектам развития комплекса спектрометров на совещании были сделаны и научные доклады, а в завершение его работы эксперты представили свои заключения по результатам обсуждения проектов. Но все это лишь первый этап конструктивного обсуждения предложений, окончательное решение будут принимать члены Программно-консультативного комитета по физике конденсированных сред на осенней сессии.

Ольга Тарантина