Маршруты Дома ученых


Очередная экскурсия Дома ученых состоялась в субботу, 12 февраля. Планировалось сначала посещение Выставочного зала Российской Академии художеств, а затем - ГМИИ на Волхонке. Но, к счастью, Любовь Ломова успела изменить программу, когда узнала, что в ГМИИ открыта выставка "Россия-Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича". Евгению Коровину удалось припарковать автобус в переулке, рядом с музеем. Выставка уже прошла в Италии, а в Музее изобразительных искусств будет работать до 20 мая. Она состоялась благодаря усилиям многих людей и договоренности, достигнутой между президентами обеих стран. Большую часть выставки составляют экспонаты из музеев и галерей городов Италии и России, а также Гренобля, Киева, Лондона.

Выставка делится условно на разделы: "В начале была Византия", "В поисках самобытности", "От барокко к веку Просвещения", "От романтизма до символизма", "На пороге XX столетия", "Русская архитектура и итальянский опыт". Но в экспозиции не везде видны четкие границы этих периодов. Вообще очень сложно описать все, что выставлено: это живопись, скульптура, статуи, макеты зданий, или их частей, церковная утварь. Представлены работы великих мастеров двух стран разных периодов: от Рублева, Дионисия и Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, до Врубеля, Кандинского, Серова, Малевича и Каналетто, Северини, Боччони и много других.

Я поразился, как похожа "Мадонна с младенцем на троне" кисти Паоло Венециано (XIV век) на русские иконы XV-XVI веков. Впечатляет небольшая картина (24х21 см) Леонардо да Винчи "Голова девушки" (1520 г.). Интересна картина Франческо Солимена "Богоматерь со Св. Анной и Св. Иакимом" (1675 г.), где Богоматерь изображена девочкой, а Святая Анна - пожилой женщиной. Мне понравилось очень много работ, в том числе и скульптурных. Например, Карла Растрелли - портреты в гипсе Петра I и в бронзе Александра Меншикова. Буквально замер перед огромным макетом здания, подумал про себя: "Почему кажется знакомым?" Оказалось, что это модель "Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря" в Санкт-Петербурге, сооруженного в XVIII веке по проекту Бартоломео Растрелли.

Можно проследить влияние архитектурных стилей: на выставке представлена модель - разрез Пантеона (Рим, 1724 г.), а в углу том же зале - проект памятника героям Великой Отечественной войны (авторы - А.Мордвинов, М.Першан и В.Свирский,1952-1953 гг.). А когда смотришь на пейзажи, то, практически, невозможно угадать, чья перед тобой работа - русского или итальянского художника. Многие русские художники получали от Академии художеств пансион на три года проживания в Италии, и их работы были пронизаны духом итальянских мастеров. Невозможно описать все, что понравилось. На выставке надо побывать обязательно и, по-моему, не один раз.

В ГМИИ до 20 февраля в зале голландского искусства экспонируются две работы Франса Хальса "Евангелист Лука" и "Евангелист Матфей" из собрания Одесского государственного музея западного и восточного искусства. В зале истории музея представлена видео-инсталляция художника Билль Виолы "Приветствие". Просмотр занимает всего 10 минут, а зрелище очень любопытное.

Когда в половине третьего я вышел на улицу, то очередь в Изобразительный музей была длиной около 500 м. Правильно поступила Люба Ломова, изменив программу нашей экскурсии.

В Российской Академии художеств я познакомился с другой - интересной и нетрадиционной выставкой - "Сны разума", которая работает до 27 февраля. На ней представлены графические работы Ф.Гойи (1746-1825) и С.Дали (1904-1989). На ней можно увидеть "Капричос" Гойи. Я видел какие-то репродукции этих работ в альбомах, но оригиналы увидел впервые, а тем более с комментариями самого Гойи и его современников. Я не знал, что Дали сделал свои варианты "Капричос". Большинство из них выполнено в цвете. Эти работы Дали предоставил для экспозиции его друг - коллекционер из Германии. Интересно посмотреть еще и потому, что "Капричос" Гойи и Дали выставлены парно.

На обратном пути я зашел в нижний храм комплекса храма Христа Спасителя и узнал, что в его галерее действует, кажется, до мая, фотовыставка "Афон глазами иноков Валаама". Внимательно осмотреть не хватило времени, а выставка заслуживает неспешного осмотра. Так что, придется приехать в следующий раз.

Антонин Яната